Н.Ф. Федоров: «Общее дело»

Фёдоров Николай Федорович [1828–1903, Москва], русский мыслитель-утопист, представи-тель русского космизма.

Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и плен-ной черкешенки. Учился в Ришельевском лицее в Одессе. В 1854–68 учительствовал в уездных го-родах. В 1874–98 библиотекарь Румянцевского музея. Внёс большой вклад в развитие русского книговедения.

Вёл аскетическую жизнь, считал грехом вся-кую собственность, даже на идеи и книги. Поэто-му ничего не опубликовал. Избранные отрывки и статьи Ф. под названием «Философия общего дела» (т. 1, Верный, 1906; т. 2, М., 1913) были изданы его учениками.

Основным злом для человека считал смерть, а также его порабощённость слепой силой при-роды. Выдвинул идею регуляции природы сред-ствами науки и техники.

Высшая цель регуляции – воскрешение пред-ков («отцов»).

Путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, ос-воение космоса и управление космическими про-цессами.

Воскрешение, достижение бессмертия мыс-лится Ф. как «общее дело» человечества, веду-щее к всеобщему братству и родству, к преодо-лению всякой «вражды» – разрыва между мыс-лью и делом, «учёными» и «неучёными», богат-ством и бедностью, городом и деревней.

Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф. разошёлся с традиционным христи-анством. Христианскую идею личного спасения Ф. считал противоположной делу всеобщего спа-сения и потому безнравственной.

Социальная утопия Ф. консервативна: она по-коится на идеализации патриархально-родственных отношений, противопоставляемых «неродственному» («небратскому») состоянию цивилизации.

Философские идеи Ф. вызывали большой ин-терес у Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева; с ними связаны научно-философские идеи К. Э. Циолковского. Ф. оказал влияние на литературное творчество А. П. Платонова и Н. А. Заболоцкого. .

ФЕДОРОВ Николай Федорович [26 мая (9 июня) 1829 — 15 (28) декабря 1903, Москва], русский религиозный мыслитель, создатель утопического проекта «Общего дела» челове-чества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению Вселенной в рай, Царство Божие (во исполнение благой вести христианства); родоначальник русского космиз-ма.

Аскет и подвижник

Федоров был незаконнорожденным сыном кн. П. И. Гагарина и пленной черкешенки. Обра-зование получил в Тамбовской гимназии и Ри-шельевском лицее в Одессе. С 1854 начинает-ся служба Федорова в Липецком уездном учи-лище, 15 лет он преподавал историю и геогра-фию в уездных городах центральной России. В 1869 стал библиотекарем в московской Черт-ковской библиотеке. Обладая энциклопедиче-скими знаниями и трепетным отношением к книгам, Федоров внес большой вклад в разви-тие книговедения и библиотечного дела в Рос-сии. В 1874 библиотека Черткова объединена с Румянцевским музеем, где Федоров заведует каталожным отделом. В 1898 оставил службу в музее, чтобы иметь время для работы над про-ектом «Общее дело». Однако стесненные ма-териальные обстоятельства вынуждают его вернуться на службу. В последние годы своей жизни работает в архиве Министерства ино-странных дел. Федоров вел исключительно ас-кетический и подвижнический образ жизни. В круг его общения входили Л. Толстой, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, Ф. М. Достоев-ский, высоко ценившие самобытного мыслите-ля

«Философия общего дела»

В историю культуры и философии Федоров вошел своим сочинением «Философия общего дела» (тт. 1-2; опубликован его учениками в1906-1913). Среди центральных понятий, ле-жащих в основании учения, выделяются три основных: «общее дело». «регуляция приро-ды», «долг сынов», а основной генерализи-рующей идеей, соединяющей и цементирую-щей все религиозно-философское учение, была идея патрофикации (воскрешения отцов). Спе-цифической особенностью «Философии общего дела» было необычайное соединение разнооб-разных методов введения и обоснования идеи патрофикации: богословского, оккультного, мистического и естественнонаучного. Естест-веннонаучный акт регуляции природы приобре-тал в учении Федорова религиозно обосновы-ваемую цель, отождествляемую с «общим де-лом» как выявлением сродства или объедине-нии усилий живущего человечества для вос-крешения отцов. С точки зрения теологии, ре-гуляция природы является направлением об-щей цели; с точки зрения психологии — содер-жанием цели; с точки зрения космологии — вы-явлением и мобилизацией средств для осуще-ствления «общего дела». Сверхзадачей «про-екта» Федорова была утопическая цель восста-новления конкретной общности всего челове-чества с божеством в сферах мистической, ок-культной, а также в чувственно-конкретной дей-ствительности. «Бог, признаваемый теоретиче-ски разумом лишь как идеал, в активном регу-лятивном строе знания будет опознан и при-знан как существо, через человечество, приво-дящее в исполнение завет, проект и план все-общего и всемирного дела, обращающего и че-ловеческий род, и природу в орудие воли и бла-гости божией, чем и уничтожится отчуждение от бога, а с тем вместе и опала и проклятье» (Фи-лософия общего дела.Т.2. Верный, 1903, С.71).

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии