Модель самоактуализации (МС).
Согласно описанным выше моделям, люди стремятся удовлетворить различного рода потребности экономического или социального характера.
По мнению ряда исследователей (Герцберг, Мак-Клеланд, Мак-Грегор), утрата интереса к работе и отсутствие мотивации чаще всего обусловлены не-удовлетворенностью присущей людям потребности в совершенствовании сво-их способностей и умений, то есть потребности в самоактуализации.
Критика СМ привела ученых к следующей модели:
? человеческие потребности образуют иерархию. Когда физиологиче-ские потребности удовлетворены, освобождается энергия для удовле-творения потребностей более высоких уровней. Люди стремятся к ощущению значимости и завершенности своей работы;
? люди стремятся стать «взрослыми» на работе, то есть освоить необхо-димые навыки и обрести определенную самостоятельность и незави-симость;
? люди изначально настроены на самоконтроль и самомотивацию, кон-троль извне они часто склонны воспринимать как угрозу;
? в самой потребности в самоактуализации нет ничего такого, что могло бы послужить препятствием к росту эффективности деятельности ор-ганизации. Когда это возможно, люди охотно интегрируют свои цели и цели организации.
Выводы:
? задача менеджера заключается в том, чтобы помочь работникам ощу-тить значимость своей работы и в полной мере использовать свои спо-собности;
? менеджер должен объяснит работникам характер задания, предоста-вить необходимую помощь и ресурсы, обеспечить соответствующее обучение с тем, чтобы работники были способны решать стоящие пе-ред ними задачи.
Согласно МС люди хотят участвовать в принятии решений, непосредст-венно влияющих на их работу. Только при участии работников в принятии та-ких решений можно добиться самоотдачи и преданности работников своей ор-ганизации.
Убедительные подтверждения справедливости МС дают исследования работы специалистов высокого профессионального и образовательного уров-ней. Одним их самых известных таких исследований является исследование труда бухгалтеров и инженеров, проведенное Герцбергом.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы