Многие журналисты хранят в памяти «исповеди», ими услышанные. И помнят, что откровенные разговоры получались только в тех случаях, когда люди им верили, ни на секунду не сомневаясь в их высокой человеческой порядочности, в доброте их намерений, в их способности доверять и доверяться.
И еще одна беседа.
Прозвучала она в радиорассказе молодой журналистки «Навела пра музыку».
Цель передачи определена самим названием. Это рассказ про песни партизан; но ведь у солдат и у военных песен одна судьба. Потому-то это рассказ и про партизанские будни.
В передаче три действующих лица – корреспондент, бывший отрядный гармонист дед Николай и его боевой друг дед Александр. Как-то сразу в разговоре определился лидер – Александр. Почему именно он? Наверное, потому, что самому гармонисту Николаю неудобно рассказывать про себя. Но по мере развития разговора становится ясно, что не только про отрядного гармониста этот разговор. Выясняется и лидерство Александра: это человек более общительный, чем Николай, очевидно, он был «первой скрипкой» и в их боевом дуэте.
Гармонист за все время передачи произносит несколько фраз. Но он «прослушивается» в эфире. Пожалуй, потому, что и журналист и друг гармониста постоянно помнят про него, апеллируют к нему: «Так, Коля, было?.. Ты помнишь?…» – постоянно повторяет Александр. Характерная молчаливость Николая, партизанские мелодии, которые он наигрывает, создают индивидуальный образ партизана. Своеобразность Александра подчеркивается, наоборот, его общительностью, говорливостью.
Журналистка слушает не только в силу своих профессиональных функций. Она олицетворяет образ человека, человека нового молодого поколения. Она – представитель слушателей, просит рассказать о том, что интересно молодым. Автор пытается петь с ветеранами партизанские песни. Пожалуй, они и расценивают ее именно так: «своя», забыв, что перед ними журналист, которому в конце затянувшейся встречи старый партизан после исполнения партизанских частушек, сказал: «Видишь, как хорошо получилось, милая моя!».
Уже одно то, что микрофон находится в руках журналиста, как конкретного собеседника, принимающего активное участие в разговоре, во многом снимает с интервью налет искусственности, формализма, позволяет строить его по привычным для каждого законам общения.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы