Лекция 5. Обзор экономических информационных систем

Современные АИТ предполагают использование нового средства автоматизации работы конечного пользователя – АРМ (автоматизированное рабочее место)

Автоматизированное рабочее место специалиста

АРМ – инструмент рационализации и интенсификации управленческой деятельности. АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область, создаются для обеспечения выполнения некоторой группы задач и представляют собой средство общения специалиста с АИС.

АРМ – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающая конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области (АРМ бухгалтера, экономиста, руководителя).

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработки информации возлагаются на ВТ, а экономист (пользователь АРМ) выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений.

Варианты организации элементов документооборота в экономической деятельности

Малые и средние предприятия с небольшим объемом документооборота, имеющие один или несколько компьютеров, могут использовать для автоматизации документооборота достаточно широко распространенные и удобные текстовые редакторы.

Малые и средние предприятия с большим объемом документооборота, а также все крупные предприятия должны использовать специализированные системы управления документооборотом. На российском рынке предлагается достаточно широкий выбор прикладных программ для автоматизации управления документооборотом.

Программа «1С: Электронный документооборот» предназначается для автоматизации движения в организации потоков документов, их обработки и хранения.

Программа позволяет:

• разработать шаблоны документов и установить правила их заполнения пользователями,

• формализовать жизненные циклы документов,

• установить маршрутные схемы прохождения документов;

• контролировать работу исполнителей и выполнение ими временных графиков,

• обеспечить конфиденциальное хранение и обработку документов на рабочем месте,

• автоматизировать большую часть рутинных операций при составлении документов,

• отправлять и принимать документы,

• вести хранилище документов и обрабатывать их.

В программе Галактика модуль «Управление документооборотом» предназначен для учета, хранения и обработки документов (договоров, писем, приказов, протоколов совещаний и т.д.) в электронной форме. Документы, входящие в документооборот, могут быть получены сканированием, по электронной почте или подготовлены с помощью различных текстовых редакторов. Модуль «Управление документооборотом» обеспечивает создание и ведение перечня дел фирмы, формирование полнотекстовых документов, создание классификации документов и использование ее в процессе работы, продвижение документов по маршруту обработки, ведение обработки и контроль исполнения документов, поиск документов, массовую их рассылку в подразделения и др.

Система «клиент – банк» изменяет способы общения пользователя с банком, позволяет ему решать свои задачи, минуя операциониста и не выходя из своего офиса.

Разработана и постоянно развивается система расчетов клиентов с банком при помощи специальных средств: пластиковых карточек VISA, Eurocard, Master Card, пластиковых денег (STB CARD и др.), обеспечивающих денежное обращение с помощью системы электронных безналичных расчетов в торговле, сервисном обслуживании.

Для осуществления взаиморасчетов между различными странами в 1975 – 1976 гг. была создана система международных банковских телекоммуникаций SWIFT, объединяющая банки многих стран. Каждый банк берет на себя обязательства установить соответствующее оборудование, факсимильную связь, использовать единую систему классификаций и защиты информации. Мощность установленного оборудования обеспечивает перевод более 1000 документов в сутки.

Прикладное ПО для автоматизации управления документооборотом

Еще ряд систем электронного документооборота с кратким описанием назначения, возможностей и фирм-разработчиков приведен в табл. (Отметим, что данная информация получена с сайта – www.connect.ru -Технологии бизнеса).

Наименование Краткое описание Производитель

Cognitive-Документооборот Позволяет компаниям и организациям, независимо от их размеров и форм собственности, построить полномасштабную и полнофункциональную систему управления информационными потоками и документами предприятия. Cognitive Technologies Ltd.

SyteLine Workflow Automation Обеспечивает связь, организацию и автоматизацию процессов в корпоративной системе управления MAPICS, Inc.

ЕВФРАТ- Документооборот Позволяет построить полноценную систему управления информационными потоками и документами организации Cognitive Technologies Ltd.

БОСС-Референт 2.54 Система Документационного Обеспечения Управления АйТи

RcPort Модуль экспорта бухгалтерских проводок из “Excel” в “1С” РОБИС Консалтинг

Инталев: Бюджетное управление3.0 Система управления для предприятий малого и среднего бизнеса, приступающих к автоматизации управленческого учета и бюджетирования Инталев, консультационно-внедренческая фирма

PROPHIX у. 4.0 Финансово-аналитическое приложение для бюджетирования, финансового планирования, прогнозирования финансовых показателей и финансового анализа PROPHIX Software Inc.

Active Planner Система автоматизации бюджетного планирования и анализа Epicor Software Corporation

ERA Financials Система автоматизации бюджетного планирования и анализа Epicor Software Corporation

7 Информационные системы в бухгалтерском учете

1. АИС бухгалтерского учета

Как известно, «первым в мире» бухгалтером считается итальянский математик Лука Почелли, написавший в 1494 году «Трактат о счетах и записях», где впервые были обоснованы первые правила ведения учета доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Автоматизированные системы бухгалтерского учета (АИС БУ) прошли большой исторический путь становления и развития. Они изменялись параллельно с изменениями информационных технологий, программных и технических средств обработки информации, методов и средств разработки, концепцией построения АИС.

Рынок АИС БУ начал формироваться с конца 80-х годов прошлого века.

Сегодня существует большое число разнообразных программных средств автоматизации бухгалтерского учета: от средств автоматизации локальной задачи бухгалтерского учета до полнофункциональных АИС БУ в составе АИС предприятия.

Бухгалтерские АИС отражают отраслевые особенности деятельности предприятий (строительство, транспорт, производство и т.д.) и различаются по функциям, принципам построения, техническому и методологическому сопровождению, оказываемым дополнительным услугам и др. признакам.

Основу бухгалтерских АИС (как и любых других АИС) составляет совокупность количественных данных, необходимых для выполнения функций управления предприятием (планирование, контроль, анализ).

На разных предприятиях бух. учет организуется по-разному.

На крупных предприятиях реализуются все виды учета – первичный, управленческий, финансовый, каждый из которых решает свои задачи.

Первичный учет – сбор, регистрация, частичная обработка информации.

Управленческий учет – формируются результатные данные, отражающие совершаемые хозяйственные операции в стоимостной оценке в виде файлов бухгалтерских проводок.

Финансовый учет – реализуется сводный учет, формируется Главная книга, бухгалтерский баланс и другие отчетные регистры.

Требования к бухгалтерским системам (БС)

Вне зависимости от аппаратно-программной платформы и стоимости БС должны обеспечивать качественное ведение учета, быть надежными и удобными в эксплуатации.

Функционально БС должны:

• Безошибочно производить арифметические расчеты

• Обеспечивать подготовку первичных отчетных документов произвольной формы

• Осуществлять безошибочный перевод данных из одной формы в другую

• Производить накопление итогов и исчисление процентов

• Обеспечивать доступ к данным и отчетам прошлых периодов

При этом решаются следующие задачи:

– учет труда и заработной платы;

– учет товарно-материальных ценностей;

– учет основных средств и НА;

– учет готовой продукции;

– учет финансово-расчетных операций;

– учет затрат на производство;

– сводный учет и составление отчетности;

– налоговый учет.

Автоматизированные системы бухгалтерского учета

Отечественный рынок финансово-экономических программ начал формироваться в 90-х годах прошлого века.

В настоящее время на рынке представлено большое число программ, значительно отличающихся друг от друга по качеству и цене.

На предприятиях, совершающих небольшое количество хозяйственных операций, применяются относительно простые и недорогие программы, позволяющие вести книгу хозяйственных операций и составлять на ее основе баланс предприятия и финансовую отчетность. Такие программы обычно включают и средства, облегчающие ведение других участков учета: учет заработной платы, материалов, основных средств и т.д.

Примеры таких программ:

• 1С.Бухгалтерия,

• 1С:Торговляи склад,

• 1С:Зарплата и кадры;

• Инфо-Бухгалтер;

• Турбо Бухгалтер 6.9. Базовый вариант,

• Малый бизнес – бухгалтерия;

На предприятиях с большим объемом хозяйственных операций ведется складской учет, осуществляется контроль за выполнением договоров, отслеживаются взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, реализуется управленческий учет, финансовый анализ и т.д.

Для их автоматизации предназначены комплексные системы бух. учета.

Например:

• 1С .Предприятие,

• Инф-Бухгалтер,

• Парус,

• Турбо Бухгалтер 6.9 Проф,

• КомТех+,

• БЭСТ и др.

8 Автоматизированные системы во внешнеэкономической деятельности предприятия

обеспечивают основные практические функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:

• планирование: предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработку бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, в том числе с привлечением внешних источников финансирования;

• организация: формирование организационных подразделений предприятия для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями, ответственностью и определение форм и методов осуществления внешнеэкономической деятельности;

• координация: согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями предприятия с целью не допустить противоречия в решении и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;

• учет: учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всем поставляемым за рубеж или импортируемым товарам;

• контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг хода реализации и контроль за выполнением годовых, средне- и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности, проведение соответствующего аудита по реализации внешнеэкономических и маркетинговых стратегий;

• обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия за счет внедрения информационных систем управления, подключение к соответствующей зарубежной информации через сеть Интернет и другие информационные системы.

9 Рекомендуемая литература

1.А.А.Козырев Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник, Издание 3-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.-496 с.

2.Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник/под ред. Г.А.Титоренко – М.: ЮНИТИ, 2003. – 399 с.

З.Патрушина СМ. Информационные системы в бухгалтерском учете: Учебное пособие. – М. ИКЦ «МарТ». Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. -368 с. (Серия «Информационные системы»)

4. Информационные технологии управления: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 280 с.

5. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. Для вузов. -М.: Высш. шк., 2000.-511 с.

6. А.А.Козырев Информатика: Учебник для вузов, – СПб.: Изд-во Михай¬лова В.А., 2002.

7. Богатырева О.Н., Козырев А.А., Шмулевич Т.В. Технико-экономический анализ деятельности предприятия. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997.

8. Экономическая информатика и вычислительная техника / Под ред. В.П.Косарева, А.Ю.Королева.- М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономичес¬ких информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 1999.

11. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/ Под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001.

12.Экономическая информатика / Под ред. В.П.Косарева, Л.В.Еремина -М.: Финансы и статистика, 2001.

13. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учебник.- 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. -240 с.

14. Кораблин М.А. Информатика поиска управленческих решений. – М.:СОЛОН-Пресс, 2003. – 192 с. – (Серия «Библиотека студента»),

15. Панов А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии. Учебное пособие для вузов /Под ред. Т.Н.Афанасьевой. -М. .Торячая линия – Телеком, 2004. – 151 с.

Рубрики: | Дата публикации: 09.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?