Легко ли понять чужую мысль?
Уровень понимания предмета речи обусловлен подготовленностью субъекта (заложенной базой): общая культура, кругозор, развитые интеллек-туальные способности, профессиональная подготовка и др. Заметим, что от-носительно разных предметов у одного и того же человека могут быть раз-личные уровни понимания.
Согласно существующей в социальной психологии шкале уровней по-нимания, выделяются следующие уровни.
1. «О чём» (слушатель имеет очень смутное представление о пред-мете, видит его только в самых общих чертах).
2. «О чём + что» (слушатель проникает в содержание предмета, но своей позиции еще не имеет, оставаясь пока на ступеньке запоминания чужих мыслей).
3. «О чём + что + как» (это уровень осмысления содержания пред-мета, чужих мыслей и пропускания их через себя, выработки собственной позиции).
4. «О чём + что + как + зачем» (уровень применения получаемых знаний о предмете, проецирования их на свою деятельность, опыт).
Что влияет на эффективность сообщения?
Процесс обмена информацией и общения настолько сложен, что на его результат влияет огромное число факторов. Даже обмен номерами телефонов в спокойной дружеской обстановке или на бегу может закончиться по-разному. Более эффективным будет общение, протекающее в непринужден-ной или конструктивной рабочей атмосфере, удобном месте и в удобное для коммуникантов время.
Для того чтобы ваше сообщение было получено адресатом без искаже-ний и эффективность общения повысилась:
1) проанализируйте обстановку общения, учтите, что на ус-пешность коммуникации влияет место и время её осуществления, наличие или отсутствие посторонних лиц (сравните: спор один на один или в присутствии третьего лица), эмоциональный контекст;
2) осмыслите цели общения, как свои, так и собеседника;
3) учитывайте особенности слушателя;
4) правильно выбирайте средства общения и речевого поведения;
5) во время коммуникации наблюдайте за реакциями собеседника, ста-райтесь по ним понять, как он воспринимает сказанное; это позво-лит вовремя внести коррективы;
6) подумайте, есть ли риск возникновения барьеров в общении и их преодоление.
7) внимательно отбирайте средства языка, с помощью которых пере-даёте информацию (например, небрежное использование языковых средств может порождать двусмысленность);
8) заинтересуйте слушателя в общении.
Чтобы общение было эффективным, надо учиться анализировать все составляющие речевой ситуации.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 20.07.2010
Комментарии и Отзывы