Культ в православии.

Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в пер¬вые века христианства постепенно сложились обряды, то есть определенные, установленные церковными людьми в незапамят¬ные времена совместные действия верующих, связанные с пре¬быванием в церкви или жизнью человека вне храма — в миру (крестное знамение, возжигание свечей, коленопреклонение, освящение жилища и т. п.). Самые важные обряды, как уже говорилось, называют таинствами. Православные считают, что они, в отличие от обрядов, установлены самим Богом. Вы знаете, что в раннехристианской церкви постепенно сложилось учение о семи таинствах и все они сохранены в православии. Пять из них обязательны для всех: крещение, миропомазание (смазывание ароматным маслом, означающее снисходящую на человека божественную благодать), причащение (оно уже было объяснено в связи с Тайной вечерей), покаяние, елеосвящение или соборование (очищение от грехов больного или умирающе¬го). Два таинства — необязательных: священство (как уже говорилось — принятие на себя будущими священниками апо¬стольской благодати через рукоположение) и брак.

Православие отличается сложными, красивыми и деталь¬но разработанными богослужениями. Главная среди служб — литургия, на ней совершается таинство евхаристии, берущее свое начало от Тайной Вечери Иисуса Христа. Воцерковленный православный человек должен регулярно исповедовать¬ся у священника и причащаться, т. е. вкушать хлеб и вино, ми¬стически пресуществленное (т. е. изменившееся в результате специальных действий священника во время богослужения свою субстанцию) в тело и кровь Христову.

Существует так называемый «суточный круг» православ¬ных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы, литургия. Каждая из этих служб имеет свой символический смысл, например, за утреней верующие вспо¬минают о земной жизни Христа, за вечерней — о сотворении мира и грехопадении и т.д. Реально для удобства верующих эти службы объединены в три блока: вечерний, утренний и дневной (литургия). Накануне праздников вечером служится Всенощная, соединяющая вечерню и утреню следующего дня; поэтому смена даты (праздника) производится в православ¬ной церкви накануне вечером.

Кроме «суточного круга» в церкви совершаются так назы¬ваемые требы — службы, осуществляемые по просьбе кон¬кретных верующих по определенному поводу: специальные молебны по какому-либо поводу, заупокойные службы и т.д.

Вопрос о языке богослужения в православии решает сама автокефальная церковь. Богослужение может идти на гречес¬ком или церковно-славянском (как в Русской православной церкви) языках. Хотя первые два языка — основные для пра¬вославия, в различных автономных церквях богослужения со¬вершаются на финском, карельском, арабском, грузинском, японском, суахили и на многих других самых экзотических языках мира. Иногда вопрос о языке богослужения вызыва¬ет споры. Сейчас в России дискутируется вопрос о возмож¬ном переводе богослужения на современный русский язык, но сторонники такой реформы (вопрос о ней возникает не впер¬вые) находятся в явном меньшинстве.

Православное богослужение и православный храм, как го¬ворил русский философ, богослов, естествоиспытатель и искус¬ствовед Павел Флоренский, представляет собой «синтез ис¬кусств». Огромную роль играют изображения — росписи и иконы. Иконы пишутся строго по правилам (канонам). Право¬славные поклоняются не самой иконе (как материальному пред¬мету), а тому изображению (образу), который на ней отражен. По словам того же П. Флоренского, икона — окно в потусто¬ронний мир, очерченное иконописцем видение потустороннего мира. В VIII—IX вв. в Византии вспыхнуло движение против почитания икон (иконоборчество). Иконоборцы утверждали, что христиане не должны почитать «доски с красками», уподоб¬ляясь идолопоклонникам. Император Лев III в 730 г. защитил культ икон, который до этого уже успели объявить ересью. В 787 г. на II Никейском соборе культ икон был восстановлен, а затем окончательно утвержден. Впоследствии, как вы знаете, протестанты вновь отвергли почитание икон. Иконы распола¬гают в храме по строгим правилам между главной его частью — алтарем (букв, с лат. возвышенное место), в котором соверша¬ется таинство евхаристии и куда ограничен вход мирян, и основ¬ной частью храмового помещения, где находятся верующие. Иконы, установленные рядами (идущими снизу вверх по стро¬гим правилам), составляют иконостас. В иконостасе выделяется нижний ряд с изображением Христа, Богородицы, евангелис¬тов, местных святых. Иконы праздников составляют второй ряд снизу, а Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов, молящих¬ся Христу, — третий ряд, называемый деисус (моление). Вет¬хозаветные праведники и пророки помещаются в четвертом ряду снизу. Число рядов может быть меньшим или большим.

Большое значение в богослужении имеет музыка, которая исполняется только человеческими голосами. Существуют традиционные напевы и авторская церковная музыка. Многие русские композиторы стали классиками церковной музыки: Н. Дилецкий (XVII в.), А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский (XVIII в.), П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гре¬чанинов, А. Архангельский, П. Чесноков и др. Православная музыка исключительно проникновенна и трогательна. По древнему канону (который сейчас не соблюдается) в церкви пели только мужчины. До XVII в. в России музыка в церк¬ви была почти исключительно одноголосой (для того, чтобы убрать излишнюю, ненужную красивость, отвлекающую от молитвы). Все православное искусство очень сдержанно по форме и лаконично. Как образно говорят искусствоведы, «православная музыка начинается с тишины».

Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле». Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор (где некогда молились те, кто только готовился принять крещение). В центре алтаря на¬ходится престол, на котором совершается евхаристия, в алтарь ведут три двери или трое врат (центральные называются Цар¬скими вратами). Возвышение над алтарем — амвон (с него священник обращается к верующим), слева и справа — кли¬росы (места для двух хоров). Вокруг храма с внешней сторо¬ны находится паперть (возвышенное крыльцо). Храм может иметь несколько приделов (дополнительных алтарей, освящен¬ных в честь святых или праздников). Около храма бывает ко¬локольня: колокольный звон играет очень большую роль в бо¬гослужении и осуществляется по правилам в зависимости от случая (благовест, погребальный звон, праздничный и т.д.). С внешней стороны храм может выглядеть как крестово-купольный (когда вид сверху образует крест), «кораблем» (вытянутая, удлиненная форма), круглым, восьмиугольным. Завершают храм купол или купола, которых может быть три, пять и т.д. (здесь также действуют строгие правила, так как количество глав символично). В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». Это по-разному объясняется искусствоведами, но одна из са¬мых остроумных версий связана с чисто практическими сооб¬ражениями: чтобы снег во время долгой русской зимы скаты¬вался с купола, не закрывая креста.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии