Космологическое многообразие моделей мира
…Наша незначительность в мате-риальном мире не оскорбительна. Разве нас унижает, что мы не лета-ем, как воробьи, что мы меньше бе-гемотов, что собаки обладают более острым слухом, а насекомые — более тонким обонянием? Мы легко мирим-ся со всеми этими свидетельствами наших меньших способностей и со-храняем при этом чувство собствен-ного достоинства (…) Вселенная на-столько грандиозна, что в ней почет-но играть даже скромную роль.
Х. Шепли. Звезды и люди.
Необъятные просторы космоса поражают лю-бое воображение. Простота понимания достига-ется всё сложнее. Удаляясь от привычных явле-ний непосредственно окружающего нас макро-мира, мы всё с большим трудом постигаем при-роду. Возможно, что даже нечто в ней само по себе простое кажется нам странным и чрезвы-чайно сложным. Мы вынуждены напоминать се-бе, что это наш ракурс делает мир для нас таким.
Для космолога особенно важно то, что изучае-мый мир состоит из галактик. Галактики распо-ложены в космическом пространстве отнюдь не хаотично. Их скопления образуют крупномас-штабную ячеистую структуру Вселенной.
Доступную для практических исследований часть Вселенной называют Метагалактикой: это сверхскопление галактик, система более высоко-го порядка, чем их отдельные местные скопле-ния. Границ этого сверхскопления научная прак-тика еще не достигла.
В Метагалактике наша Галактика занимает столь же «скромное» положение, как и Солнеч-ная система в Галактике. На настоящее время в нашей Вселенной зафиксировано примерно 200 миллионов галактик.
Установлено, что галактики не просто переме-щаются друг относительно друга, а имеют ярко выраженную тенденцию к «разбеганию», причем чем дальше расположена галактика, тем с боль-шей скоростью она удаляется.
Самые далекие галактики имеют субсветовые скорости. Разбегание галактик связано с проис-хождением и пространственно-временными свойствами нашей Вселенной (см. Космологиче-ское расширение*).
Расширение Вселенной свидетельствует о ди-намизме и эволюционизме окружающего мира, который развивается не только на микро- и мак-роуровнях, но и на уровне такой гигантской сверхсистемы, как Метагалактика в целом .
В проблеме разбегания галактик и предшест-вующего состояния Вселенной еще много неяс-ного. Однако вся история науки и духовной куль-туры говорит о том, что не стоит опускать руки.
Одно время, наряду с моделью расширяющей-ся Вселенной, в ходу были некоторые модели «стационарной Вселенной» (особую известность получила модель перманентного креационизма Хойла). Однако открытие реликтового излуче-ния* окончательно решило проблему в пользу первичного Большого Взрыва (по-англ. «Big-Bang»), породившего Вселенную.
Порою момент Взрыва называют «моментом создания».
Однако на самом деле наша Вселенная воз-никла не из ничего, а из чего-то такого, что со-вершенно не имеет привычных форм и состоя-ний в рамках современной науки.
Это говорит о том, что науке предстоит в оче-редной раз изрядно потрудиться, чтобы расши-рить рамки своих представлений.
Наша Вселенная не стационарна, не евкли-дова и не единственна.
Как хорошо известно, Дж. Бруно расширил картину мироздания от единственной планеты до бесконечного множества космических миров во Вселенной.
А одна из самых красивых космологических идей 20-го века — расширить картину мироздания от единственной нашей Вселенной до бесчис-ленного множества бесконечно многообразных вселенных.
Откуда следует вывод о множественности Вселенных?
1. Как известно, формулы Эйнштейна допус-кают разные модели Вселенной. Со временем приоритет был отдан той модели, согласно кото-рой наша Вселенная расширяется.
Но, может быть, виртуальному математиче-скому миру, зафиксированному в этих форму-лах, соответствуют разные модели разных все-ленных? Ведь всё, что не запрещено, имеет пра-во на существование . Еще некоторые античные философы утверждали, что всё возможное тем или иным образом осуществляется, а согласно Дж. Бруно в бесконечности возможность вообще не отличается от действительности.
Считать происхождение нашей Вселенной ак-том происхождения всего мироздания – это су-щественно ограничивать его возможное много-образие. То, что наша Вселенная появилась в определенный момент и имеет определенный возраст, позволяет считать, что она не исчерпы-вает временное и пространственное многообра-зие реальности.
2. В районе «черных дыр» нарушаются законы сохранения (прежде всего закон сохранения энергии). Однако, если закон сохранения энергии рухнет, то он обрушит всю естественную науку. Даже если он будет нарушен локально, т.е. в не-которых процессах, то в них следует признать вмешательство «потусторонних» сил.
Остается допустить, что в «черных дырах» происходит отток вещества-энергии в иные про-странственно-временные вселенные. Аналогично этому, в «белых дырах» (вспышки сверхновых, процессы в квазарах* и ядрах крупных галактик) осуществляется приток вещества-энергии из дру-гих вселенных.
Таким образом, мы в очередной раз можем не беспокоить Бога «по пустякам», объясняя мир без его вмешательства…
Хочется остановиться еще на одном аспекте.
Такое философское и общенаучное учение, как антропокосмизм*, уподобляло «микрокос-мос» человека «макрокосмосу» Вселенной.
Интересным проявлением универсальной взаимосвязи и единства на уровне целостной Вселенной является антропный принцип.
Первым его сформулировал, как космообра-зующий принцип, Г.И. Идлис (1960).
Но обрел этот принцип известность благодаря ученому Картеру.
Согласно антропному принципу, Вселенная планировалась и развивалась с изначальным учетом того, что в ней появится жизнь и ее венец — человек.
Религиозные мотивы такого подхода несо-мненны.
Создатели подобной картины нашей Вселен-ной явно или косвенно подразумевают действия Высшего Творца нашего мира.
Считается, что Вселенная именно такая, а не другая, в силу того, что существует именно такой ее обитатель и наблюдатель, появившийся на определенном этапе ее развития.
Для доказательства используются некоторые совпадения так называемых «Больших чисел» и наличие строго определенных критичных фунда-ментальных констант.
Даже не принимая антропный принцип в его «сильной форме», придется согласиться с его менее радикальным вариантом: картина миро-здания, воссоздаваемая человеческой культу-рой, существенно зависит от способа восприятия и положения человечества в этом мироздании.
Специальная теория относительности показа-ла принципиально важную роль Наблюдателя. А практически подтвержденная концепция расши-ряющейся (или пульсирующей) Вселенной при-вела к пониманию того, что «мы являемся свиде-телями определенного типа процессов потому, что процессы другого типа протекают без свиде-телей» (А.Л. Зельманов).
Итак, согласно более «мягкому» подходу, ан-тропный принцип характеризует не саму Вселен-ную, якобы подстроенную под человеческое бы-тие, а зависимость ее картины, воссоздаваемой людьми, от особенностей человеческой природы и человеческого существования.
Но подобная проблема уже давно обсуждается философами: роль субъекта в процессе позна-ния. (…)Наблюдение всегда избирательно и це-ленаправленно (…)
В заключение еще раз подчеркнем, что неис-тощимо многообразное мироздание характери-зуется универсальным единством и разви-тием.
Они проявляются, в частности, в том, что бо-лее простые эволюционные формы и процессы становятся базовым основанием для более со-вершенных.
А прошлое в «снятом виде» раскрывается в настоящем и переходит в будущее.
Вот почему продолжают с нами жить — благо-даря своим творениям – все те, кто оставил зри-мый след в наших душах и мировой культуре.
«Распадаясь на микрочастицы,
Жизнь ушедшая не умерла
И когда-то погибшие птицы
Пролетают сквозь наши тела» (В. Шефнер)
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы