Концепция Т. Куна (р. 1922)
Основные понятия:
парадигма,
научное сообщество,
нормальная наука,
научная революция.
Специфика научной деятельности в «нормаль-ной науке».
Идея о теоретической нагруженности языка на-блюдения.
Понимание научной революции.
Невозможность описать научную революцию на языке концепций научной рациональности.
Научная революция как смена картин мира и смена элит в науке.
Роль социально-психологических факторов в этом процессе.
Несоизмеримость конкурирующих парадигм.
Кун подверг критике позитивистские представ-ления о взаимоотношении старой и новой науч-ных теорий и дал свою интерпретацию прогресса в науке..
Концепция Куна повлияла на распространение релятивистского подхода к научному знанию.
Ведь она игнорировала то, как научное знание соотносится с объектом, истинно или ложно на-учное знание.
Критерием научности признавалось принятие знания научным сообществом.
Согласно Куну, нельзя анализировать соци-альные изменения и отношения в науке, отвле-каясь от протекающих в ней познавательных процессов, а также и от дисциплинарного харак-тера научного знания.
Ранее подобная связь содержания научных знания и социальных условий исключалась.
Теперь утверждалась важная зависимость на-уч. выводов от субъекта познания, от социаль-ных отношений в процессе деятельности научно-го сообщества.
Таким образом, наука и научная деятель-ность фактически не различались.
.
Кун подверг критике традиционные концепции методологии науки.
Исходным пунктом собственной методологии науки он избрал исторический подход. Цен-тральным понятием стало понятие парадигмы.
Ее компоненты:
Метафизическая (философская), эпистемоло-гическая, методологическая, символическая, ин-струментальная и социокультурная.
Роль и функции парадигмального знания на различных этапах развития науки.
Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки.
Функции парадигмы на различных этапах раз-вития научного знания.
Основные постулаты, характеризующие пара-дигмальное знание:
• постулат монополии парадигмы,
• постулат гештальт переключения парадигм,
• постулат относительно мгновенного возник-новения парадигм,
• постулат несоизмеримости парадигм.
Кун впервые ввел понятие научного сообщест-ва.
Он рассмотрел роль парадигмы в образовании научного сообщества и обратное воздействие научного сообщества на принятие и смену пара-дигм.
Конкретизация Куном понятия парадигмы в по-нятии дисциплинарной матрицы.
Трактовка Куном природы научных революций.
Аналогия между научной и социальной револю-цией и ее влияние на понимание некоторых ас-пектов научной революции. Трактовка Куном природы революций и проблема прогресса в развитии научного знания.
Критическая оценка куновской концепции. Кри-тика основных постулатов, характеризующих функционирование парадигмального знания.
Релятивизация природы научного знания как следствие куновской трактовки характера рево-люционных изменений.
Тезис несоизмеримости парадигм и проблема преемственности в развитии научного знания. Можно ли говорить о прогрессе науки, принимая тезис несоизмеримости?
Куновская концепция как база для синтеза ме-тодологии, социологии и психологии науки.
Итак:
1. История науки – смена научных пара-дигм.
2. Нормальная наука (этап явного доми-нирования некой парадигмы) стрелка – рево-люция (период смены парадигмы) – новый этап нормальной науки.
3. Наука – это деятельность научных со-обществ, а не просто система знаний.
4. Абстрактные логические правила и знания не являются главным фактором раз-вития науки.
5. Главное – дисциплинарная матрица, способ деятельности научного сообщества (парадигма).
6. Со сменой парадигмы меняется ли-ния демаркации между наукой и ненаукой, рациональным и нерациональным.
Нет однозначного и раз на всегда данного деле-ния. Оно разное в разных парадигмах
7. Кун не признает эмпирический уро-вень фундаментом теоретических знаний.
Теория неподсудна фактам.
От нее самой зависит, какие факты следу-ет включить в осмысленную теорию, а ка-кие можно оставить за ее рамками.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Комментарии и Отзывы