Концепция Н.Н.Моисеева о современном рационализме
«Современный рационализм» (1995) состоит из трех частей.
Ч.1 Физические основания рационалистич. понимания. Об-во стоит на пороге катастрофы. «Деят-ть ч-ка, основанная на выработанных ци-вилизационных парадигмах, ведет к деградации биосферы и не гарантирует сохранение ч-ка в ее составе».
Род людской сможет выжить лишь при жесто-чайшем самоограничении и коллективной дисци-плине. Рационалистическая картина мира осно-вана на знаниях, которые могут облегчить остро-ту неизбежного кризиса.
Выделив три истока мировоззрения (традици-онно-мифологический, религиозный и научный — прежде всего естественнонаучный), Моисеев со-средоточивает внимание на последнем.
Важная роль отводится «эмпирич. обобще-нию». Оно не однозначно (как и любая интерпре-тация) и опирается на более глубокие «первич-ные» утверждения, к-рые нельзя доказать (их либо принимают, либо отвергают).
Главные из них: Мир, природа реально суще-ствует. «А Вселенная не есть данность, а исто-рия».
ХХ век стал «веком предупреждения» (речь идет о возможных грядущих катаклизмах). Ч-к превращается в силу, направляющую развитие биосферы. С одной стороны, «растет зависи-мость ч-ка от изменения характеристик биосфе-ры, а с другой — влияние его активности на пара-метры окружающей среды». Возрастает уровень их единства и системной опосредованности.
Под рационализмом обычно понимают «такую систему взглядов, суждений об окружающем, к-рые основываются на выводах и логич. заключе-ниях разума».
Рациональное — более широкое понятие, чем рац-зм.
Лаплас Наполеону о Боге в связи с механиз-мами происхождения и развития Солн. Системы: — Этой гипотезы мне не потребовалось…
В то же время рац-зм в той или иной степени проявился в эволюции религиозного сознания (особенно в протестантизме). Влиятельные совр. религиозные учения стремятся опереться и на науч. знания.
Иван Одоевский (основатель кружка «любо-мудров», не бывших естествоиспытателями, 19 век): — Рационализм нас подвел к вратам Истины, но не ему будет суждено их открыть. Ч-к не только наблюдатель, но и активно действующий субъект целостной системы, в к-рую входит. А эта система — все мироздание. Такова, в частно-сти, позиция «русс. космизма».
Крушение в конце Х1Х — нач. ХХ опоры на очевидность и обыденные представления («од-новременность», «любая скорость», нулевая кривизна пространства, постоянство массы и продольной длины и т.д.). Моисеев считает это прощанием с простотой. Ведь возможно лишь частичное упрощение сложного. А впереди ждут новые, еще большие сложности и невероятности (еще более противоречащие здравому смыслу).
Уменьшается число запретов, говорящих, что чего-то не может быть (??).
Гейзенберг: принципиально невозможно от-делить исследователя от объекта исследования.
«Мы являемся свидетелями определенных процессов потому, что другие процессы проте-кают без свидетелей» (Зельманов) .
Согласно «принципу Бора», «существующим мы имеем право считать лишь то, что наблю-даемо или может быть сделано таковым» (в та-кой формулировке это скорее принцип Маха или даже Беркли). «…Элемент веры присутствует в любой научной дисциплине, ибо замкнутых сис-тем аксиом не существует, и мы всегда вынуж-дены опираться на нечто правдоподобное. Но мы всегда должны стремиться к тому, чтобы та-ких утверждений было как можно меньше и что-бы они позволяли выстраивать определенную цепочку логических заключений, конечный шаг к-рой мы можем контролировать экспериментом или наблюдением».
Постулат системности включается в основу описания Картины мира. Если наблюдатель использует дифракционную решетку, то он изу-чает не электрон, а систему элек-трон+дифрак.решетка. И обнаружив дифр. поло-сы, он имеет право говорить об электроне, как о волне. Используя камеру Вильсона, он изучает свойства системы электрон+камера Вильсона; обнаружив в ней следы летящих частиц, он вправе сказать, что электрон — это частица. Все то, что доступно нашему наблюдению, представ-ляет собой систему, а значит и наблюдатель то-же принадлежит этой системе, он ее элемент. Постороннего наблюдателя просто не существу-ет.
Основное отличие совр. рац-зма состоит в по-нимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного наблюдателя, которому постепенно становится доступной Абс. Истина, также как и самой Абсолютной Истины.
… Невозможно описать явления в микро и макромире на одном языке (это и порождает принцип дополнительности).
Моисеев называет идеей теней воссоздание изучаемого явления по совокупности его изобра-жений в разных ракурсах, считая это одной из форм редукционизма (с.61). Что объединяет новый рационализм со старым? Принимается существующим только то, что может быть на-блюдаемым (только не внешним, а внутренним наблюдателем); средством построения умозак-лючений остается логика; эмпирические обобще-ния — единственный источник исходных постула-тов.
Совр. рац-зм не может игнорировать вероят-ностный характер многих процессов, протекаю-щих в окружающем мире.
Моисеев считает синонимами термины само-организация и универсальный эволюционизм. Дарвиновская триада включает изменчивость, наследственность, отбор. Изменчивость связана с флуктуациями, наследственность — с памятью системы, а правила отбора — с определенной системой законов.
Момент потери устойчивости называют ино-гда моментом бифуркации (термин введен А.Пуанкаре; Рене Том и др. использовали термин катастрофа и он предпочтительнее при анализе обществ. процессов). В этот момент происходит нарушение единственности состояния равнове-сия. В момент бифуркации система полностью «теряет память»: ее будущие состояния никак не зависят от предыстории и заметную роль приоб-ретают случайные факторы.
Классич. рац-зм неотделим от редукционизма.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы