Концепция Имре Лакатоса
Критика И. Лакатосом джастификационизма и «наивного фальсифи-кационизма». Лакатос о роли конвенционализма в науке. Идея рацио-нальной реконструкции истории науки. Понимание научной рацио-нальности.
Концепция «исследовательских программ»:
• понятия «твердого ядра» и «защитного пояса» программы;
• позитивной и негативной эвристик;
• критерии сравнения конкурирующих исследовательских про-грамм.
Философия математики И. Лакатоса.
Согласно Имре Лакатосу (1922 – 1974):
Ядро программы – онтологические допущения, базо-вые идеи.
1. Основной единицей развития науки являются не знания или концепции, а научно-исследовательские программы. В них выделяются “жесткое ядро” и “за-щитный пояс гипотез”. Критерием отброса исследова-тельских программ является “прогрессивный сдвиг проблем”.
2. Защитный пояс – набор гипотез, предохраняющих от фальсификации.
3. Пояс эвристики (методологические правила).
4. Существуют прогрессивные и регрессивные этапы развертывания программ.
5. Научные революции, прежде всего, обусловлены сменой программ.
6. История науки – возникновение , смена и конку-ренция разных НИП.
И. Лакатос (1922-1974) родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам матема-тики готовил в Московском университете. За дис-сидентские взгляды в конце 40-х годов провел два года в тюрьме.
После венгерских событий 1956 г. эмигриро-вал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким сре-ди последователей Поппера.
Лакатос был преданным «рыцарем рацио-нальности».
Он отстаивал принципы критического рацио-нализма и полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение .
Он аргументировано критиковал куновские идеи о всесильном господстве научных парадигм и их историческом чередовании.
Лакатос разработал также одну из лучших мо-делей философии науки — методологию науч-но-исследовательских программ.
Наука, по мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием исследовательских про-грамм, соперничающих между собой.
Отсюда и утонченный методологический фальсификационизм, развиваемый Лакатосом в русле концепции Поппера.
Лакатос пытается смягчить наиболее острые углы философии науки Поппера.
Он выделяет три стадии в развитии взглядов Поппера:
Поппер0 — догматический фальсификацио-низм,
Поппер1 — наивный фальсификационизм,
Поппер2 — методологический фальсифика-ционизм.
Последний период начинается в 50-е годы и связан с разработкой нормативной концепции роста и развития знаний на основе всестороннего критицизма [2]. Первый видит науку как процесс, размеченный прочными конструкциями и непо-грешимыми фальсификациями (подобные идеи пропагандировал А. Айер).
Все же Поппер показал ошибочность такой по-зиции, ибо эмпирическая база науки неустойчива и неопределенна, а потому и речи не может быть о фиксированных протокольных предложениях и не пересматриваемых в принципе опровержени-ях.
То, что наши опровержения также могут быть ошибочными, подтверждают как логика, так и ис-тория науки.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Комментарии и Отзывы