Концепция Имре Лакатоса

Критика И. Лакатосом джастификационизма и «наивного фальсифи-кационизма». Лакатос о роли конвенционализма в науке. Идея рацио-нальной реконструкции истории науки. Понимание научной рацио-нальности.

Концепция «исследовательских программ»:

• понятия «твердого ядра» и «защитного пояса» программы;

• позитивной и негативной эвристик;

• критерии сравнения конкурирующих исследовательских про-грамм.

Философия математики И. Лакатоса.

Согласно Имре Лакатосу (1922 – 1974):

Ядро программы – онтологические допущения, базо-вые идеи.

1. Основной единицей развития науки являются не знания или концепции, а научно-исследовательские программы. В них выделяются “жесткое ядро” и “за-щитный пояс гипотез”. Критерием отброса исследова-тельских программ является “прогрессивный сдвиг проблем”.

2. Защитный пояс – набор гипотез, предохраняющих от фальсификации.

3. Пояс эвристики (методологические правила).

4. Существуют прогрессивные и регрессивные этапы развертывания программ.

5. Научные революции, прежде всего, обусловлены сменой программ.

6. История науки – возникновение , смена и конку-ренция разных НИП.

И. Лакатос (1922-1974) родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам матема-тики готовил в Московском университете. За дис-сидентские взгляды в конце 40-х годов провел два года в тюрьме.

После венгерских событий 1956 г. эмигриро-вал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким сре-ди последователей Поппера.

Лакатос был преданным «рыцарем рацио-нальности».

Он отстаивал принципы критического рацио-нализма и полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение .

Он аргументировано критиковал куновские идеи о всесильном господстве научных парадигм и их историческом чередовании.

Лакатос разработал также одну из лучших мо-делей философии науки — методологию науч-но-исследовательских программ.

Наука, по мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием исследовательских про-грамм, соперничающих между собой.

Отсюда и утонченный методологический фальсификационизм, развиваемый Лакатосом в русле концепции Поппера.

Лакатос пытается смягчить наиболее острые углы философии науки Поппера.

Он выделяет три стадии в развитии взглядов Поппера:

Поппер0 — догматический фальсификацио-низм,

Поппер1 — наивный фальсификационизм,

Поппер2 — методологический фальсифика-ционизм.

Последний период начинается в 50-е годы и связан с разработкой нормативной концепции роста и развития знаний на основе всестороннего критицизма [2]. Первый видит науку как процесс, размеченный прочными конструкциями и непо-грешимыми фальсификациями (подобные идеи пропагандировал А. Айер).

Все же Поппер показал ошибочность такой по-зиции, ибо эмпирическая база науки неустойчива и неопределенна, а потому и речи не может быть о фиксированных протокольных предложениях и не пересматриваемых в принципе опровержени-ях.

То, что наши опровержения также могут быть ошибочными, подтверждают как логика, так и ис-тория науки.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии