Классическая (административная) школа (1920–1950)
Если школа научного управления занималась вопросами повышения эф-фективности на уровне ниже управленческого, то главной заботой создателей классической школы была эффективность применительно к работе всей орга-низации. Школа связана с именами А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, М.Вебера.
Классики старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следова-ние которым приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разра-ботки рациональной системы управления организацией и построения ее струк-туры.
Анализируя деятельность организации, А.Файоль сформулировал прин-ципы, применимые, по его мнению, к любой административной деятельности:
? Разделение работы. Специализация – естественный порядок вещей. Цель разделения работы – выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет со-кращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. Специализация позволяет индивиду быть более квалифици-рованным и поэтому более продуктивным. Польза специализации из-вестна широко, менее известно, что связанное в ней разделение труда имеет свои пределы, за которыми идет снижение эффективности;
? Власть, полномочия, ответственность. Полномочия есть право отда-вать приказ, а ответственность есть их составляющая противополож-ность. Где даются полномочия, там возникает и ответственность;
? Дисциплина. Является двусторонней. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работника-ми. Установление этих соглашений, связывающих фирму и ее работ-ников, из которых возникают дисциплинарные формальности, долдно оставаться одной из главных задач руководителей. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции;
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 06.07.2010
Комментарии и Отзывы