Каждый ли может выступать по радио?

В принципе, да. Так же, как и о каждом человеке можно написать книгу. Только об одном эта книга будет интересная, о другом – менее.

Итак, каждый может выступать по радио (я беру, конечно, тот случай, когда есть что рассказать, и исключаю, разумеется, выступающего, у которого дефекты речи). Мне в журналистской практике приходилось записывать разных людей: колхозников, рабочих, ученых, школьников. Разные взгляды, разный уровень образования, разная манера говорить, разный речевой словарь. Из всех этих встреч врезались в память немногие. Не потому, что другие были менее содержательные или менее полезные. Нет. Запомнились «рассказчики» – люди, обладающие какой-то особой «радиогеничностью». Она, эта радиогеничность, не зависит от тембра голоса, от образования, от возраста человека, его профессии. Она зависит от какого-то внутреннего скандала, от способности «излучать», располагать к себе, увлекать. Именно поэтому незабываемы встречи с капитаном первого ранга Романовым, крановщицей Валей Кузьменковой, старым бойцом, партизаном дедом Синявским.

Вот маленький фрагмент рассказа деде Синявского, который стал солдатом еще в первую мировую. Конечно, надо слышать, как рассказывает этот неграмотный, почти восьмидесятилетний дед, какие интонации, как оттеняет он голосом свое повествование, диалоги. Но и в этом отрывке видно, что Синявский – незаурядный рассказчик.

(Дело происходит в сорок первом году, когда дед Синявский находит в лесу оружие и решает его «на всякий случай» припрятать дома. Но тут…)

Синявский: – Заходят четверо. Немцы.

– Ты коммунист?

– Нет. Партийный, панночки. Партийный: вот женка и дети – моя партия.

Как переводчик им сказал, они сразу: ха-ха, ха-ха! Ай, рогочут! Аж кончаются!

– А тогда мы знаем, что ты – коммунист! Распрощайся со своей «партией», и мы выведем тебя за бревна (Юшки Александра лежали бревна ля хаты) и расстреляем!

А моя баба из автомата по ним: чик-чик, чик-чик! Готовы! И все.

Встреча с дедом Синявским – давняя, но и я сегодня «слышу» его воспоминания, эти «живые», непридуманные, несыгранные, никем не подсказанные интонации, этот «многоголосый» рассказ, где каждый персонаж имеет свою звуковую характеристику, где есть «автор», где есть «герой», где все жизненно и правдиво.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии