К вопросу о заказчике иконостаса главного придела Преображенского храма в с. Спас-Загорье Малоярославецкого района Калужской области.

Головкова Дарья Сергеевна

аспирант

Государственный институт искусствознания, Москва, Россия

E-mail:dsgolovkova@yandex.ru

Село Спас-Загорье принадлежало с XV века князьям Оболенским; оно было поделено на две части, передававшиеся по наследству двумя ветвями этого рода: потомками Ивана Лыко и Василия Каши. Самым известным среди владельцев села стал князь Борис Михайлович Лыков (около 1570–1646), именно его Писцовая книга Оболенского уезда 1627 – 1629 гг. называет строителем каменного Преображенского храма. По мнению исследователей, церковь построена позже, во второй половине или даже в конце XVII века. Скорее всего, основные архитектурные работы в храме были завершены ко времени освящения нижнего придела в честь Казанской иконы Богоматери, состоявшегося в 1696 году.

Преображенский храм в значительной степени сохранил свое внутреннее убранство. В первую очередь, это относится к пятиярусному иконостасу главного Преображенского придела. Живопись иконостаса полностью находится под записью, и только недавно началась реставрация икон местного и праздничного рядов. Работы по раскрытию авторской живописи выполняются сотрудниками Лаборатории по консервации и реставрации церковного искусства Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета и Темперного отдела Государственного научно-исследовательского института реставрации. Данное сообщение посвящено образам местного ряда иконостаса. На основании изучения иконографии, стиля, а также технологических особенностей мы попробуем высказать свои предположения относительно времени создания и возможного заказчика этих икон. Эти выводы неизбежно носят предварительный характер, поскольку исследования и реставрационные работы еще находятся в начальной стадии.

Местный ряд иконостаса состоит из следующих икон: справа от царских врат помещены «Преображение» и «Никола Зарайский», слева – образы Богоматери Одигитрии (Смоленской) и преподобного Сергия Радонежского, на рубеже XVIII – XIX веков все они были закрыты окладами. Между боковыми дверями и стенами храма располагаются еще две иконы: изображение неизвестного преподобного справа и неизвестной мученицы слева (имена в верхнем слое записи не указаны). По нашему мнению, царские врата также могли быть созданы одновременно с иконами местного ряда. Об этом свидетельствуют их иконография и характер резного декора. В верхней части врат представлено

«Благовещение», ниже – поясные изображения евангелистов с символами. Евангелист Иоанн представлен в иконографическом изводе, получившем название «Иоанн Богослов в молчании».

Образы местного ряда отмечены общностью технико-технологических данных: обработки иконных досок, характера паволоки и левкаса, стилистических особенностей живописи, а также состояния сохранности и количества поновлений. Не возникает сомнений, что эти иконы были написаны одновременно мастерами одной бригады. Судя по раскрытым фрагментам авторской живописи, местный ряд иконостаса выполнен в традициях Оружейной палаты и может быть датирован рубежом XVII – XVIII веков.

Реставрационные работы начались с раскрытия образов преподобного и мученицы. Так было установлено, что на этих иконах представлены преподобный Михаил Малеин и, насколько можно судить по надписи в третьем слое записи, мученица Параскева. Наиболее вероятно, что эти изображения являются патрональными. Опираясь на имеющиеся сведения о владельцах села и предложенную датировку, мы предполагаем, что заказчиком или одним из заказчиков иконостаса (время создания верхних рядов икон

пока не установлено) является Михаил Иванович Лыков, последний князь Лыков-

Оболенский.

М.И.Лыков (1640-1701), один из приближенных Петра Первого, прославился пленением руководителя Стрелецкого приказа князя И.А.Хованского. Он был воеводой в Смоленске, в Новом Осколе, в Вятке и на Двине. Управлял Разбойным (Сыскным) приказом. Князь был женат дважды: первый раз на Анне Григорьевне Вердеревской (+1678), второй его супругой стала Евфимия Михайловна Волынская (+1703). Дочь М. И. Лыкова Прасковья Михайловна (+1685) получила в приданое половину Спас-Загорья, принадлежавшую князю. После ее смерти вотчина была возвращена отцу.

Известно, что князь Михаил Иванович был очень богат, строил на свои средства храмы и занимался их украшением. Упомянутый нами зимний Казанский придел в подклете Преображенской церкви был устроен как раз при М.И.Лыкове. Выдвинутая гипотеза подтверждается тем обстоятельством, что князь Михаил Иванович был крещен в честь преподобного Михаила Малеина. Несохранившаяся надпись на его надгробной плите, приведенная в «Древней Российской Вивлиофике», изданной Н.Новиковым, гласит: «Лета от Рождества Христова 1701 года февраля в 14 день на память преподобного отца нашего Авксентия преставися раб Божий боярин князь Михайла Иванович Лыков, а тезоименитство ево июля в 12 день на память преподобного отца нашего Михаила Малеина…» Что же касается образа мученицы, то до завершения раскрытия этой иконы мы предпочли бы воздержаться от каких-либо предположений.

Таким образом, наиболее вероятным временем заказа рассматриваемых икон является последнее десятилетие XVII века – до 1701 – года смерти М.И.Лыкова. Иконостас для верхнего храма мог быть выполнен примерно в то же время или сразу после того, как был украшен нижний Казанский придел, освященный в 1696 году.

Литература:

1. Преображенский М.Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С.70-71.

2. Николаев Е.В. По Калужской земле. М., 1970. С. 41-42.

3. Сорокина Л.Б. Святыни окрестностей Обнинска. Обнинск, 2006. С.117-129.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?