Итак, метод по Р. Декарту

Привычно считать, что метод по Декарту — это, фактически, его известные четыре правила, содержащиеся в «Рассуждении о методе». Они сводятся к отказу от признания за истину того, что не очевидно, того, в чем хоть раз субъект ис-пытал малейшее сомнение. В принципе, очевид-ность и полнота описания объекта, последова-тельность рассуждений и логическая выверен-ность выводов, тщательность аргументов и до-водов в доказательстве — все это и воплощает-ся в одной максиме Декарта: подвергай все со-мнению. И в этом же «Рассуждении» Декарт де-монстрирует действие этой максимы-принципа, кратко показав ход суждений, позднее разверну-тый им в «Медитациях».

Я же полагаю, что собственно метод Декарта состоит не в этой максиме сомнения. Методом Декарта, то есть способом развертывания Пути, пути мысли субъекта этой мысли, становится то рефлексивно-медитативное путешествие, кото-рое он продемонстрировал в «Медитациях». По мере развертывания этого Пути шаг за шагом выстраивается и история самого автора Медита-ций, путника, героя путешествия — Рене Декар-та.

Сидя у камина, закутавшись в плед, Декарт проделывает шаг за шагом свой Путь, начиная с фиксации и анализа простых ощущений и снови-дений и кончая чистым умозрением идеи Бога, фиксируя и проблематизируя предмет своей рефлексии. В конце концов он доходит до необ-ходимости принять чистую идею Бога как онтоло-гическую идею, которая единственная в своем роде является очевидной и совершенной. Исто-рия субъекта выстраивается как история субъек-та мысли, или рефлексивное путешествие, от ко-торого остаются знаки-следы в виде текста «Ме-дитаций» — как заметы и стигматы Пути, как зна-ки-знамения.

По большому счету, Декарта интересует лишь он сам как «вещь мыслящая», постигающая си-лой своей мысли онтологическую идею Бога. В этом смысле он прежде всего совершает путе-шествие к самому себе, заботится о себе, отта-чивая свой арсенал медитативных средств.

9 Декарт Р. Сочинения. М.: Мысль, 1989. Т. 1. С. 256.

10 Там же. С. 258

Он писал в «Рассуждении о методе»: «После того, как я употребил несколько лет на изучение книги мира и попытался приобрести некоторый запас опыта, я принял в один день решение изу-чить самого себя и употребить все силы ума, чтобы выбрать путь, которым я должен следо-вать»9. В другом месте он говорит еще боле же-стко: «мое намерение никогда не простиралось дальше того, чтобы преобразовать мои собст-венные мысли и строить на участке, целиком мне принадлежащем»10.

Надо помнить, что Р. Декарт сам много путе-шествовал по Европе, постоянно менял места проживания, будто скрывался, живя по своему любимому изречению: «Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился». Это путешествие и утаивание от посторонних глаз становится сценарием его жизни и собственно сутью его метода. Его Путь так и устроен — как рефлексивно-медитативное путешествие, как постоянное убегание мысли и тела, передвижение себя с одного места на дру-гое — все дальше и дальше, вплоть до метафи-зических пределов — точнее, дальше и дальше к себе. Декарта интересует не мир, не его завое-вание и преобразование, а он сам и отношение его с Богом.

В. Подорога, кстати, писал, что это избегание связано с тем, что Декарт был посвященным. Со-гласно этому посвящению, он должен был сле-довать следующим максимам:

? не иметь ничего, что бы привязывало те-бя к одному месту проживания, быту, семье, вещам и даже книгам;

? избегать светской жизни и любых случай-ных знакомств, если они не вынуждены жиз-ненной необходимостью;

? стараться скрывать свое имя и скрывать-ся самому, как если бы великое философское открытие не могло зависеть от имени того, кто его сделал; скрываться, так как призвание не есть то, что принадлежит тому, кто призван (избран, посвящен), а Тому, кто избрал, а зна-чит призвал к Истине11.

11 Подорога В. Страсть к свету. Антропология совершенного (материалы к исследованию фи-лософии Р.Декарта) // Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Валент, 1997. С. 143.

12 Там же.

«Все эти морально-поведенческие максимы Декарта — считает В. Подорога, — устанавлива-ются на основании не какой-то жизненной стра-тегии, а скорее из оснований его МЕТОДА… МЕ-ТОД — нечто большее, чем только один из спо-собов мыслить, он учит существованию-в-мысли»12. Это такое существование, которое требует признать мир чувственный, обыденный — обманкой. Это существование «вещи мысля-щей», существование в медитации. И «Медита-ции» есть путеводитель по лабиринту-возвращению в мир мышления.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии