Использование самооценок здоровья

Использование самооценок здоровья как значимых показателей со-стояния здоровья основывается на том, что по данным ученых, изучавших в сравнении самооценки и медицинские заключения о состоянии здоровья ка-ждого респондента, полное совпадение субъективных и объективных оценок наблюдалось в 70 % случаев. Это дает основания для использования само-оценок здоровья в качестве показателей, отражающих в основном реальное состояние здоровья респондентов.

Как видим из табл.3 при почти одинаковых долях “удовлетворитель-ных” оценок во всех грушах доля “плохих” возрастает, а доля “хороших” уменьшается по мере движения от I к Ш группе или, говоря географическим языком, с запада на восток в районе 58 параллели.

Обнаружена также зависимость между самооценками здоровья и ме-стом последнего в системе ценностных ориентаций опрошенных. На откры-тый вопрос анкеты “Что для Вас означает “хорошо жить”? ответили “быть здоровым” соответственно по группам: I – 18 %, П – 17 %, Ш – 12 %, т.е. са-мая низкая ценность здоровья из трех групп – в Пермской области.

Неслучайность этих данных подтверждается и ответами на закрытый вопрос “Что из перечисленного ниже важно, а что не важно для достижения успеха, благополучия в жизни?”, где в 15 возможных вариантов ответов было включено “здоровье”. Среди выбравших “здоровье” в качестве так называе-мой “инструментальной ценности”, т.е. средства для достижения успеха, по-считали, что здоровье “неважно” соответственна в группах I – 0,6 %, II – 0,8 %, III – 2,7 %, тогда как отметили “очень важно” – 91 %, 87 %, 77 %, т.е. здесь по мере снижения ценности здоровья ухудшается его самооценка.

Эта зависимость опосредуется рядом компонентов образа жизни, та-ких, как: отдых, труд, жилищные условия, быт, вредные привычки.

Возьмем, например, отдых, условно называемый пассивным, т.е. та-кой, в течение которого человек ничего не делает. Не подвергая сомнению необходимость такого отдыха, общепринятой является мысль о том, что ак-тивные формы отдыха более эффективно выполняют свои функции и отсюда стремление к развитию активных форм. Согласно полученным данным, доля предпочитающих пассивный отдых увеличивается от I группы к Ш, хотя ус-ловия труда в I группе оценены как более физически тяжелые, и требующие большего умственного напряжения, что, казалось бы, должно обусловить большую долю пассивного отдыха у респондентов I группы. Но именно в I группе максимальная доля тех, кто никогда не отдыхает пассивно, а в Ш – минимальная.

Эта склонность к пассивному отдыху находится в непосредственной зависимости от ценности занятий физкультурой и спортом в системе ценно-стных ориентации респондентов. Доли отметивших, что этот вид деятельно-сти “совсем не важен” для них, распределились по группам: I – 12 %, II – 16 %, Ш – 19 %, а “очень важен” соответственно: 16 %, 15 %, 14 %, т.е. чем ни-же самооценка здоровья, тем меньшую значимость имеют занятия физкуль-турой и спортом как “инструментальная” ценность.

Аналогичные корреляции выявлены между самооценками здоровья, характером жилищных условий, возможностями медицинского обслужива-ния, наличием вредных привычек и т.д.

Завершая анализ полученных результатов, можно сделать следующие выводы: во-первых, изучение установок в сфере здоровья важно и необходи-мо, поскольку оно способствует пониманию особенностей и закономерно-стей ССП и позволяет наметить возможные пути управления им;

во-вторых, установлена четкая зависимость между самооценкой со-стояния здоровья индивида и его установками на степень активности образа жизни;

в-третьих, ряд параметров образа жизни (отдых, питание и т.д.) ока-зывает непосредственное влияние на здоровье и может выступать в качестве регуляторов последнего;

в-четвертых, особенности социально-демографических различий в связи со здоровьем создают возможности для дифференцированной работы в этом направлении;

в-пятых, проведение подобных исследований в различных регионах страны даст возможность выявить региональные особенности ССП населе-ния и с их учетом выработать соответствующие рекомендации по укрепле-нию здоровья населения.

Рубрики: | Дата публикации: 05.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?