Искусство XVII века

В историю западноевропейского искусства XVII век вошел как новая, очень яркая фаза, имеющая совершенно самостоятельное значение, и вместе с тем чрезвычайно важная для его последующей эволюции. К этому времени относится расцвет больших художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность.

В то же время искусство XVII века, как и вся культура этого времени, характеризуется рядом общих черт, связанных с новым миросозерцанием эпохи. Возникает отчетливое ощущение нерасторжимой связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Происходит отказ от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи с человеком становятся предметом творческого познания и осмысления в литературе и изобразительном искусстве. Именно поэтому искусство XVII века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Особое значение приобретают такие жанры искусства, как портрет и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера человека приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.

Пристальное творческое исследование природы приводит к важнейшим открытиям в передаче пространства, освещении общих закономерностей ее жизни. В центре исследования находится не только природная среда существования человека, но и жизненная и социальная. Широкое распространение получает бытовой жанр (изображение современной жизни). Не меньшее значение имеет в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий сочетается с аллегорическими и мифологическими мотивами. Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории. Вместе с тем к XVII веку относится формирование новой концепции исторического жанра как жизненно убедительного изображения конкретного или даже современного события. Наконец, именно в это время впервые получают самостоятельное значение такие специфические жанры, как натюрморт или изображение животных. Осуществленная в искусстве XVII века разработка разветвленной системы самостоятельных жанров всецело отвечала дифференцированному подходу к действительности, который был характерен для научного метода эпохи.

Рубрики: | Дата публикации: 09.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?