ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАДИОРЕПОРТАЖ
— Что такое радиорепортаж? Анализ практики.
— Каким должно быть начало. Первая фраза в репортаже.
— Как строить репортаж? В чём состоит его драматургия.
— Как научится «публично мыслить»?
— Что важнее: слово или шум?
— Как вести запись: по тексту или без текста?
— Каждый ли может выступать по радио?
— Собеседник и микрофон: как достичь их совместимости?
— Этика репортёра.
Если вы научились профессионально брать интервью, свободно и непринуждённо беседовать с людьми, импровизировать вслух свои мысли, можно попробовать себя и в более сложном жанре – радиорепортаже.
Наш разговор об этом удивительном жанре мы построим на вопросах, которые касаются методов подготовки и создания репортажа и ответов на них как опытных мастеров микрофона, так и начинающих репортёров, для которых каждый шаг в радиожурналистике – это поиски и открытия.
Прежде всего попытаемся разобраться в вопросе, который неизменно возникает у начинающих и как кажется бывалым журналистам в нём они давно разобрались.
Что такое радиорепортаж?
Вопрос этот не столько теоретический, как может показаться поначалу, сколько практический. И не зря, видно, такие мастера радиорепортажа как Лазарь Маграчев, Юрий Летунов, Аркадий Ревен, Юрий Гальперин, Владимир Щербатюк стремились в своих исследованиях и монографиях определить природу репортажа, его особенности и его место среди других жанров, его творческие границы.
Надо ли определять, надо ли устанавливать границы? Ведь ещё из школы мы вынесли истину: «В природе ничто не существует в чистом виде». И так ли нам необходимо искать этот «чистый» репортаж?
Да, необходимо. Иначе, как можно научиться делать и при том делать хорошо радиорепортаж, не зная, что это такое? «Чистые» жанры – это вроде элементов периодической системы (без глубокого и всестороннего знания их невозможны ни «синтезы» этих жанров, ни поиски новых). Кстати, о синтезе жанров.
Тенденция к слиянию, к совмещению отдельных жанров на радио подчас мешает установить точные границы между ними. В радиорепортаже, например, часто встречаются элементы радиоочерка, зарисовки, комментарии.
Однако та или иная доля «примеси» не меняет природы жанра. И поэтому при определении его надо исходить не из того, что в нём может быть, а из того, без чего он немыслим, что составляет его основу.
Многие репортаж считают чисто информационным, событийным жанром. Нет события – нет репортажа. Но практика показывает, что репортаж выходит за пределы информации и становится аналитическим. Всё чаще и чаще мы можем слышать несобытийный репортаж, повод для него – актуальная проблема.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы