Импрессионизм
Импрессионизм (фр. impression — впечатление) — художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX в. и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Признаками импрессионизма является изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы и точки зрения, свежесть и непосредственность восприятия. Особенно ярко импрессионизм заявил о себе в живописи.
Импрессионизм так же, как и натурализм, использовал в качестве философской базы позитивизм. Импрессионисты ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Художники-импрессионисты — Клод Моне(1840-1926), Огюст Ренуар(1841-1919), Эдгард Дега(1834-1917), Камиль Писсарро(1830-1903) и др. — с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы художники-импрессионисты писали на открытом воздухе, передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Хотя импрессионизм нашел много приверженцев в различных странах, в том числе и в России, он не стал большим стилем. Но многие его художественные открытия стали достоянием мировой художественной культуры.
Последнее крупное художественное течение XIX века — символизм, который также возник во Франции в 70-80-х годах XIX века, но очень быстро приобрел общеевропейский характер. Своим названием символизм обязан слову “символ” (греч. Simvolon — знак, символ), условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. Символ — это главное средство художественного познания, это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами иными, с глубинами души и духа, с вечным. Стремясь воплотить в образах “вечные идеи”, символисты в своем творчестве противопоставляли условность правдоподобию. Авторы символических произведений отказывались от изображения действительности, предпочитали этому косвенное, непрямое соприкосновение с ней. Именно этот смысл имеет понимание символа как намека, не отражающего действительность, а только как бы ссылающегося на него.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 13.06.2010
Комментарии и Отзывы