Идеи Петрарки

Петрарка резко критиковал схоластику как метод: нельзя сводить обсуждение сущности любой проблемы к формальному спору о понятиях. Схоластике он противопоставлял знание, опирающееся на жизненный опыт. Содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, его природе и социальном общении. Важнейшей наукой он считал этику, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Поэта интересовали, прежде всего, внутренние, этические проблемы человека. Его лирическая поэзия наполнена земным, реальным чувством индивидуального человека, пониманием его радостей и страданий. Петрарку характеризует глубокий интерес к природе, окружающей человека.

Идеи Петрарки нашли поддержку и развитие у его последователей. Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в итальянской культуре, был друг Петрарки, писатель Джованни Боккаччо (1313-1375). Боккаччо создал новый жанр литературы — новеллу, в которой тесно переплетаются светские традиции городской сатиры и куртуазной рыцарской литературы. В его знаменитом “Декамероне”, который представляет собой сборник из ста новелл, нашли художественное выражение гуманистические идеи: благородство и достоинство человека заключается не в знатности происхождения, а в добродетелях и доблестных поступках; чувственная природа человека не должна быть подавляема аскетизмом церковной морали. Герои “Декамерона” наделены внутренней свободой, сохраняют свою индивидуальность, активны, целеустремленны, наслаждаются земной жизнью.

Выдающимся итальянским гуманистом XV века был Пико делла Мирандола (1463-1495). Его произведение “Речь о достоинстве человека” представляет собой гимн человеку. Мирандола изменяет смысл христианской идеи о том, что человек создан по образу и подобию Бога. По мысли философа, Бог представил человеку самому творить свой образ. От величавой царственности до уподобления ничтожнейшему из тварей — таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу, опорой в этом служит обогащенный знанием разум. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Пико осуществил героизацию гуманистического идеала человека.

В первой половине XV века гуманизм превратился в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя и другие города. Гуманистические идеи привлекают представителей различных социальных групп: купцов и чиновников, профессоров университетов и частных учителей, библиотекарей и переписчиков книг. Гуманистами были канцлеры республик (например, должность канцлера Флорентийской республики несколько десятков лет занимали гуманисты), секретари папской курии, приближенные правителей. Складывалась особая социальная группа — гуманистическая интеллигенция — как сознательный носитель образованности и духовности в обществе. Создаются кружки гуманистов, которые выдвигают на первый план проблемы воспитания идеального члена общества — всесторонне развитого человека, патриота и активного деятеля, открываются частные гуманистические школы.

Рубрики: | Дата публикации: 31.05.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии