Идеал греков
Богатство греки не презирали, хотя постоянно подчеркивали пагубность чрезмерного богатства, безудержной погони за деньгами и роскошью. На более богатых полис возлагал весьма значительные по размерам денежные и всякие иные повинности в пользу города. Корыстолюбие осуждалось и обычными горожанами, и политиками, и ораторами, и философами. Вместе с тем не вызывало особого сочувствия и обнищание: оно для грека, скорее всего, означало, что не было приложено упорного труда, не обнаружено сноровки, сообразительности или что человек впал в такие пороки, как погоня за удовольствиями, расточительность. В имущественном положении, как и во всем, греки ценили “золотую середину” и умеренность.
С давних времен идеалом греков была “арете” — добродетель, доблесть. Содержание этого понятия не оставалось неизменным. Первоначально, в гомеровскую эпоху, “арете” значило мужество, силу, ловкость, ряд других качеств. Понятие “арете” подразумевало прагматическое поведение, приносящее человеку пользу, успех, известность. В классической Греции “арете” — доблесть, отождествляемая иногда со славой, по-прежнему была идеальной чертой человеческой личности. Но ослабла связь этого понятия с понятием собственной пользы, личных интересов. “Хороший гражданин”, обладающий “арете”, прежде всего, приносит пользу другим — своим согражданам. Философы спорили: можно ли научиться добродетели или она может только наследоваться (в эпоху Гомера “арете” рассматривалось как наследственная принадлежность аристократических семей). Выдающийся афинский мыслитель Сократ и его ученики исходили из того, что добродетели можно научиться и подобает учиться всю жизнь. Другой философ — Платон — впервые расчленил понятие “арете” на четыре составляющих: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. По мнению Аристотеля, добродетель приобретается не учением, не убеждением, а привычкой к благим деяниям. Такая привычка закладывается в детстве и закрепляется благоприятным окружением, в котором живет человек. Споры о том, можно ли научиться добродетели, продолжались, и они питали собой всю греческую культуру на всем протяжении ее исторического развития.
Полисное устройство древнегреческого общества определило ряд важнейших черт его культуры. Каждый полис отличался от другого природными условиями, хозяйственной деятельностью; имел свой диалект, собственных богов и героев, а так же календарь и монету. Между полисами возникало соперничество, порой — распри. Тем не менее, у древних греков присутствовало сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству — Элладе. Это сочетание многообразия и общности — основа такого уникального качества греческой культуры, как агонистика.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 24.06.2010
Комментарии и Отзывы