Гимназия и университет

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика пред¬ставителей привилегированного сословия. Однако преобразования практи¬чески не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровс¬кая «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между обра¬зом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи го¬ворят о культурном конфликте как следствии петровских реформ. Непони¬мание, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII -ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и на¬уки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интен¬сивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский ка¬детский корпус — сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения–гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовлас¬тие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве пре¬подавания и подготовки учащихся. Борьбу с «шумахерщиной», по выраже¬нию Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий рус¬ский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Акаде¬мии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделе¬ния, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре уни¬верситета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась идея Ломоносова о пре¬емственности связи различных ступеней образования: при университете создавались две гимназии, одна – для дворянских детей, другая – для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распрост¬ранителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература.

Рубрики: | Дата публикации: 25.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии