Герменевтика

Данное слово (от греч. – разъясняющий, ис-толковывающий) восходит в греческой мифоло-гии к богу Гермесу, который поддерживал путни-ков, препровождал души умерших в мир смерти, передавал людям вести от богов; будучи хитрым и ловким, покровительствовал плутовству и во-ровству (в древнеримской мифологии ему соот-ветствует Меркурий, покровительствующий тор-говле). Существует также этимологическая связь с тайными герметическими знаниями (в форме мистических и пр. учений), которыми по преда-нию обладал Гермес Трисмегистр.

Можно выделить два основных исторических типа герменевтики – традиционную герменевтику и философскую герменевтику.

а) «Традиционная» герменевтика была близ-ка к экзегетике (греч. истолковываю). Она учила, как толковать тексты, чаще всего старинные. Первичный смысл этих текстов был неясен из-за их ветхости или неполной сохранности.

Особую роль имела религиозная герменев-тика, занимавшаяся истолкованием Библии. Ут-верждалось, что высшая истина сосредоточена в прошлом, в Священном писании; главное – ее правильно истолковать. Сама природа понима-лась как книга Творца, параллельная Священно-му писанию и, как любой текст, ждущая своего истолкования. Считалось, что чем больше мы удаляемся – исторически и мировоззренчески – от описанных в Священном писании событий, тем труднее восстанавливать истинную картину анализируемых событий и процессов.

Религиозная герменевтика выявляла троякий смысл библейских текстов – религиозно-мистический, отвлеченно-нравоучительный и чувственно буквальный.

Герменевтику использовали не только в лите-ратуре, но и в музыке (интерпретируя музыкаль-ные образы), юриспруденции (истолковывая за-коны).

Считалось, что текст необходимо понимать из него самого; герменевтика ориентировала на имманентное понимание текста в отличие от его историко-генетического объяснения.

б) Философская герменевтика включала многообразные подходы:

• психологический (Ф. Шлейермахер);

• виталистский (В. Дильтей);

• экзистенциально-онтологический (М. Хай-деггер);

• онтологический (Х.-Г. Гадамер);

• русская философия символа и имени (о. П.Флоренский, прот. Сергий Булгаков, А.Ф.Лосев).

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниель (1768 – 1834), стоявший на богословских позициях, счи-тал, что каждый индивид наделен собственным значением и должен развивать свой прообраз. Шлейермахер сформулировал всеобщий закон долга: действуй в каждый момент, изо всех нрав-ственных сил стремясь ко всем нравственным целям.

Он заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации: “Все частные герменев-тики есть части общей теории”. При этом Шлей-ермахер соединил в единое целое грамматиче-скую герменевтику (анализ текста) и психологи-ческую герменевтику (анализ жизни человека и т.д.). Шлейермахер считал, что вживаясь во внутренний мир исторических деятелей или ав-торов старинных текстов, можно воссоздать ис-торические события и понять их даже глубже, чем это удалось самим их участникам.

(Трансформация герменевтики в философию происходит благодаря феноменологии).

Дильтей Вильгельм (1833-1911) развивал в рамках «философии жизни» виталистскую гер-меневтику как методологическую основу гумани-тарного знания, ориентированную в первую оче-редь на истолкование литературных памятников. История – это большая непонятная книга, под-лежащая расшифровке. Дильтей рекомендует анализировать ее в аспекте истории духа, опи-раясь на внутренний психологический опыт и ин-туитивные переживания фактов сознания. Тем самым он закладывает основы своеобразного варианта «исторической герменевтики».

Дильтей стремился четко разграничить науки естественные (изучение природы) и науки гума-нитарные (постижение «духа»): природу объяс-няем, а дух понимаем; ведь жизнь может быть понята только жизнью.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) видел в пони-мании, обладающем онтологическим значением, способ бытия человека. Понимание раскрывает «здешность», опираясь на целое и используя пред-восхищение. Метод «герменевтического круга» Хайдеггер не считает порочным, так как этот круг не сводится к произвольной интерпре-тации, а выражает экзистенциальную структуру Dasein. Для Хайдеггера «самое главное не в том, чтобы выйти за пределы круга, а в том, чтобы правильно войти в него» .

Хайдеггер утверждал, что миросознание пер-вичней самосознания; что язык – это «дом бы-тия» и что он несравненно более мудр и могуч, чем пользующиеся им люди. Не человек говорит с помощью языка, а язык говорит с помощью че-ловека. .

Герменевтический круг: последовательно уточняемое понимание части с позиций целого и целого с позиций части (о необходимости такого анализа говорил еще Шлейермахер). Более точ-ным геометрическим образом подобной логиче-ской операции является не круг, а спираль, воз-вращающая к чему-то прежнему, но уже на но-вом уровне.

Итак, чтобы понять целое, необходимо понять (опираясь на некое предпонимание) его отдель-ные части; но чтобы понять отдельные части, не-обходимо понять целое. Метод “герменевтиче-ского круга” напоминает артиллерийскую при-стрелку: перелет; недолет; после корректировки – снова перелет, но ближе прежнего; снова недо-лет, но ближе прежнего и т.д. Нечто подобное и в ситуации «герменевтического круга»: через предпонимание отдельных слов совершается понимание текста. Сами слова уточняются через этот уточненный контекст. Уточненные слова по-зволяют еще больше уточнить целостный текст и т.п.

Х.-Г. Гадамер (1900-2002) разделяет основ-ные идеи Хайдеггера о понимании и языке. Кри-тикует наивность посылок немецкого идеализма: а) наивность полагания; б) наивность рефлексии; в) наивность понятия.

Мировые смыслы раскрываются не в моноло-ге, а в диалоге, который является сущностью языка. Не репродукция старых смыслов, а про-дуцирование новых. Истолковывая исторические события, можно становиться соавтором текста, давая ему свою интерпретацию.

Пониманию предшествует предпонимание, имеющее характер предрассудка (Гадамер очи-щает последний термин от чисто негативного значения). Интерпретация, по Гадамеру, – это проникновение вглубь смысловой структуры тек-ста. Понимание обусловлено рамками тради-ций, в которых допустимо жить и мыслить. Чело-век не вне герменевтического круга, а в нем са-мом.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?