Герберт Спенсер (1820 – 1903)

Анг. философ и социолог, основоположник ор-ганической школы в социологии.

“Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его”.

Главные идеи изложены в сочинении “Система синтетической философии” (10 томов), куда вхо-дят “Основные начала”, “Основания биологии”, “Осн. психологии”, “Осн. социологии”, “Осн. эти-ки”.

Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универ-сальной эволюции.

Возрастает гетерогенность, уменьшая гомо-генность. (Шредингер об обоях и гобелене).

Происходит переход от бессвязной однород-ности к связной разнородности.

Возрастает связность.

Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция от-дельных частей и органов.

Изоморфизм и редукционизм. Общее есть да-же между женщиной, впавшей в истерику, и ко-раблем, который швыряют волны.

Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в “Левиафане”). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.

Социальный организм включает 3 основные системы:

“производящую средства для жизни”, или “питающую” (включает промышленные и про-чие производящие социальные группы);

регулятивную (включает политическую и ре-лигиозную деятельность и соответствующие со-циальные группы);

распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).

Спенсер считал, что этический прогресс и об-щее счастье зависят от подобной функциональ-ной социальной организации.

Общество не должно поглощать отдельную личность.

Оно существует для блага своих членов, а не наоборот.

В то же время, человек может самореали-зоваться только в обществе и благодаря об-ществу.

Критерий социального прогресса – это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм “служит” интересам индивидуаль-ных людей.

Отсюда выводятся типы социальных сооб-ществ:

1) принудительные (общества “военного” типа)

2) добровольные (общества “промышленного” типа)

Не социальная болезнь, а социальное здоро-вье.

Социальный контроль держится на страхе пе-ред живыми (государство) и мертвыми (религия).

Учение Спенсера повлияло на махизм и нео-позитивизм.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?