Герберт Спенсер (1820 — 1903)

Анг. философ и социолог, основоположник ор-ганической школы в социологии.

«Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его».

Главные идеи изложены в сочинении «Система синтетической философии» (10 томов), куда вхо-дят «Основные начала», «Основания биологии», «Осн. психологии», «Осн. социологии», «Осн. эти-ки».

Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универ-сальной эволюции.

Возрастает гетерогенность, уменьшая гомо-генность. (Шредингер об обоях и гобелене).

Происходит переход от бессвязной однород-ности к связной разнородности.

Возрастает связность.

Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция от-дельных частей и органов.

Изоморфизм и редукционизм. Общее есть да-же между женщиной, впавшей в истерику, и ко-раблем, который швыряют волны.

Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в «Левиафане»). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.

Социальный организм включает 3 основные системы:

«производящую средства для жизни», или «питающую» (включает промышленные и про-чие производящие социальные группы);

регулятивную (включает политическую и ре-лигиозную деятельность и соответствующие со-циальные группы);

распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).

Спенсер считал, что этический прогресс и об-щее счастье зависят от подобной функциональ-ной социальной организации.

Общество не должно поглощать отдельную личность.

Оно существует для блага своих членов, а не наоборот.

В то же время, человек может самореали-зоваться только в обществе и благодаря об-ществу.

Критерий социального прогресса — это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм «служит» интересам индивидуаль-ных людей.

Отсюда выводятся типы социальных сооб-ществ:

1) принудительные (общества «военного» типа)

2) добровольные (общества «промышленного» типа)

Не социальная болезнь, а социальное здоро-вье.

Социальный контроль держится на страхе пе-ред живыми (государство) и мертвыми (религия).

Учение Спенсера повлияло на махизм и нео-позитивизм.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии