Герберт Спенсер (1820 — 1903)
Анг. философ и социолог, основоположник ор-ганической школы в социологии.
«Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его».
Главные идеи изложены в сочинении «Система синтетической философии» (10 томов), куда вхо-дят «Основные начала», «Основания биологии», «Осн. психологии», «Осн. социологии», «Осн. эти-ки».
Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универ-сальной эволюции.
Возрастает гетерогенность, уменьшая гомо-генность. (Шредингер об обоях и гобелене).
Происходит переход от бессвязной однород-ности к связной разнородности.
Возрастает связность.
Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция от-дельных частей и органов.
Изоморфизм и редукционизм. Общее есть да-же между женщиной, впавшей в истерику, и ко-раблем, который швыряют волны.
Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в «Левиафане»). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.
Социальный организм включает 3 основные системы:
«производящую средства для жизни», или «питающую» (включает промышленные и про-чие производящие социальные группы);
регулятивную (включает политическую и ре-лигиозную деятельность и соответствующие со-циальные группы);
распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).
Спенсер считал, что этический прогресс и об-щее счастье зависят от подобной функциональ-ной социальной организации.
Общество не должно поглощать отдельную личность.
Оно существует для блага своих членов, а не наоборот.
В то же время, человек может самореали-зоваться только в обществе и благодаря об-ществу.
Критерий социального прогресса — это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм «служит» интересам индивидуаль-ных людей.
Отсюда выводятся типы социальных сооб-ществ:
1) принудительные (общества «военного» типа)
2) добровольные (общества «промышленного» типа)
Не социальная болезнь, а социальное здоро-вье.
Социальный контроль держится на страхе пе-ред живыми (государство) и мертвыми (религия).
Учение Спенсера повлияло на махизм и нео-позитивизм.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Комментарии и Отзывы