Функции менеджмента и роли менеджера

Концепция ролей менеджера предложена Генри Минцбергом (профессор университета Мак-Гилла в Монреале, закончил Слоанскую школу менеджмен-та в Массачусетском технологическом университете). На основе исследований деловой активности он делает вывод о том, что менеджерская деятельность ха-рактеризуется переменным темпом, временными остановками, разнообразием, предпочтением личных контактов.

Переменная активность менеджера приводит к предположению о том, что в разные моменты времени он выполняет различные роли.

Роль – это «набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Точно также как герои в пьесе име-ют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, ме-неджеры занимают определенные должности и именно это определяет их слу-жебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на их содержание, хотя как личности они могут давать собственную интерпретацию этих ролей».

Минцберг составил описание 10 различных ролей, объединив их в три категории (табл. 1).

Таблица 1

Роль Описание Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руково-дитель Символический глава, в обязанности которо-го входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера Церемониалы, действия, обязы-ваемые положением, ходатай-ства

Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работни-ков и связанные с этим обязанности Фактически все управленческие действия с участием подчинен-ных

Связующее звено Обеспечивает работу саморазвивающейся се-ти внешних контактов и источников инфор-мации Переписка, участие в совеща-ниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

Получатель ин-формации Разыскивает и получает внешнюю и внутрен-нюю информацию, которую использует в процессе управления Обработка почты, осуществле-ние контактов, связанных с по-лучением информации

Распространитель информации Передает информацию, полученную из раз-личных источников, членам организации; часть этой информации носит чисто фактиче-ский характер, другая требует интерпретации отдельных фактов Рассылка почты, вербальные контакты

Представитель Передает информацию для внешних контак-тов организации относительно планов, поли-тики, действий, результатов работы организа-ции Участие в заседаниях, обраще-ние через почту, устные высту-пления

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель Изыскивает возможность внутри самой орга-низации и за ее пределами, разрабатывает и инициирует проекты, приносящие изменения, контролирует разработку проектов Участие в заседаниях с обсуж-дением стратегии, обзоры си-туации, включающие иниции-рование или разработку проек-тов усовершенствования дея-тельности

Устраняющий проблемы Отвечает за корректировочные действия, ко-гда организация оказывается перед необхо-димостью важных и неожиданных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозмож-ных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию значительных решений в организации Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и вы-полнением бюджетов, програм-мирование работы подчинен-ных

Ведущий перего-воры Ответственный за представительство органи-зации на всех значительных и важных перего-ворах Ведение переговоров

Роли не могут быть независимы одна от другой, они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого (рис. 1.3).

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти роли мо-гут сделать руководителя центром сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет играть роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя эти две группы ролей, руко-водитель способен играть роли, связанные с принятием решений.

Все эти 10 ролей определяют объем и содержание работы руководителя независимо от характера конкретной организации.

Рубрики: | Дата публикации: 06.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?