Функции искусства.
а) Эстетически-художественная функция.
Понять, что такое эстетическое, и трудно, и легко.
Трудно потому, что оно ускользает от строгих логических дефиниций.
А легко потому, что бывает – совершаешь мгновенный прыжок через пропасть обыденности (повседневности) и оказываешься в объятиях чу-да – соприкасаешься с прекрасным. Порой по улице бредешь
«Горы без поэзии – простое нагромождение камней, солнце – небесное тело, излучающее тепловую энергию, пение птиц – призывы самок самцами, а трепетание сердца – всего лишь учащенное кровообращение» .
б) Познавательная функция (о ней уже го-ворилось раньше, как о сопутствующей воспри-ятию художественного произведения).
Реалистическая художественная литература запечатлела богатейшую информацию о пере-живаниях и страстях, исканиях и мечтах самых разных людей и социальных групп. Конечно, в произведениях эта «правда жизни» эстетически преобразована в «художественную правду» и сама по себе не может быть научно достоверной истиной. Но она способна сыграть роль ассоциа-тивной подсказки, метафорического намека, эмо-ционального резонатора.
Недаром К. Маркс первоначально постигал со-циально-экономическую сущность денег в буржу-азном обществе по творениям И. В. Гёте и У. Шекспира .
В то же время подлинное произведение искус-ства не дает готовых решений. Оно приглашает к соразмышлению, к сопереживанию.
Искусство постигает окружающую жизнь, со-страдая, сопереживая, соразмышляя…
Может быть, главное отличие художественного образа от образа научного (от научной идеи) в уникальности первого и универсальности второ-го.
Точнее говоря, художественный образ перево-дит универсальное в уникальное, а научный – уникальное в универсальное.
Когда неповторимую Джоконду начинают изо-бражать на зажигалках и этикетках, она переста-ет быть художественным образом. Прелестная поэтическая фраза «Я пом-ню чудное мгновенье…» вызывает только раз-дражение, если, став рекламным слоганом, пре-следует тебя на каждом шагу.
Итак, выделим некоторые своеобразные черты художественно-эстетического познания.
А) Искусство несет информацию как о привыч-ном, реальном, рациональном, так и о необыч-ном, иррациональном, остраненном.
Б) Искусство словно заново рождает объект, удивляя новизной его ранее незамеченных гра-ней:
«Я смотрю по-детски изумленно,
Словно понял в этот час впервые,
Как прекрасен этот мир зеленый,
Эти краски, яркие, живые»
(Леопольд Стафф)
В) Резонируя с индивидуально-личностными ценностями и переживаниями реципиента, спо-собствует его самопознанию.
Наука помогает искусству и эстетическому восприятию лучше разобраться в их проблемах. Ведь эстетика – это уже наука об эстетическом в жизни и в искусстве.
в) Коммуникативная функция.
В наше время эта функция приобретает особую важность.
С одной стороны, информационный мир стано-вится все обширнее и насыщеннее.
А с другой – как это не парадоксально – многие люди страдают от одиночества.
Виною тому — отчуждение между людьми, кото-рое резко возросло.
Острее стоит проблема некоммуникабельности.
Низкое массовое искусство в такой ситуации формирует безличные толпы фанатов.
Искусство высокое раскрывает все лучшее в человеке для него самого и для других людей.
Пришвин: послание Другому.
Песня (для певца), повесть (для писателя), картина (для художника), научное открытие (для ученого) – всё это послания от себя к кому-то другому – чаще всего не конкретному человеку, порою даже послание в будущее.
«Жди меня, и я вернусь»
г) Нравственно-воспитательная функция. «Сегодняшние книги – это завтрашние поступки» (Г. Манн).
Великое Воспитующее Искусство умеет учить, не поучая. Маяковский об идеях на сцене
Даже развлекая, оно увлекает к чему-то бо-лее высокому.
д) Игровая функция.
«Вся жизнь – театр, все люди — актеры». Мы все играем в политические, экономические, лю-бовные игры (любовь без игры многое теряет).
На игровых моделях люди и высшие животные обучаются поведению в определенных жизненно важных ситуациях.
«Превращение обычного действия в игровое (достигаемые цели достижимы, возникающие проблемы разрешимы — причем «здесь и теперь») называют «лудизацией»» .
«Театр вовлечения».
е) Празднично-развлекательная функция.
По словам Шиллера, жизнь – серьезна, а ис-кусство – радостно.
В наши нередко однообразные будни искусст-во привносит элементы праздничности и интригу развлекательности. При этом развлечение вовсе не обязано быть бездумно поверхностным.
ж) Практические ориентации искусст-ва(психотерапевтическая и др.).
Эти эстетические ориентации можно видеть в технике, архитектуре, дизайне, медицине и т.д. Недаром говорят «прекрасное здание», «пре-красный костюм», «прекрасная пластическая операция».
Понятие эстетического совершенства приме-нимо и в науке.
Так можно оценить ту или иную концепцию.
Математики называют красивым доказатель-ство, если оно неожиданное и простое.
Перейдем к психотерапевтической функции искусства.
Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис.
Почему именно в такое время?
А потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает ка-тарсис.
О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спек-таклей.
Одна из задач арт терапии — переводить пато-логию в норму.
Например, трансформировать комплекс не-полноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей).
Л. Толстой видел одну из важнейших задач ис-кусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.
Этим как раз и занимается логотерапия.
Элюар: «Все люди рождены, чтоб …»
В мире абсурда можно делать, что угодно, не ища никаких оправданий.
Передовое искусство (вместе с наукой, ре-лигией, моралью и пр.) привносит в мир высшие смыслы.
Экзистенциализм как протест против диктата абсурда. Ничто не потеряно, пока не потеряно всё.
Психодрама (однако Мэрилин Монро «не по-везло»).
Ролевая подготовка ребенка к операции. Со-чинение с ребенком сказки про него самого и его трудностях, но со счастливым концом.
Ролевые тренинги.
Историко-ситуационный тренинг (сны наяву): погружение в наиболее комфортную историче-скую эпоху (первобытное общество, эпоха Воз-рождения, 23-й век).
Онтогенетический тренинг: погружение в наи-более комфортный возраст, …, в другой пол.
Создание своей референтной группы (папа — миллиардер, муж — Ален Делон, дети — вундер-кинды; квартира в состновом лесу на берегу теп-лого моря, но с окнами на Красную площадь)
Смехотерапия.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы