Французское Просвещение
Французское Просвещение состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Вольтер большую часть жизни выступал за «просвещенный абсолютизм», верил в способность «философа на троне» употребить неограниченную власть для установления разумного и совершенного общественного строя. Руссо был республиканцем. Целый ряд мыслителей Просвещения считали наиболее разумным государственным устройством конституционную монархию. Но все они выступали против сословных привилегий и власти «божьей милостью». Французское Просвещение идейно подготовило Великую французскую революцию.
Общественная мысль и культура всех стран Европы развивалась в том же русле, что и культура Франции. Идеи Просвещения определяли творчество английских писателей Джонатана Свифта (1667-1745), Генри Филдинга (1707-1754), Ричарда Шеридана (1751-1816), выдающегося немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), драматурга Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805) и др. Социально-политические идеи Просвещения легли в основу законодательных актов нового государства — Соединенных Штатов Америки: Декларации независимости и Конституции.
Восемнадцатый век, расширив и углубив достижения предшествующей эпохи, внес много нового в развитие искусства европейских стран. Во всех сферах культуры и искусства торжествовало светское начало. В зодчестве преобладающим стало гражданское строительство, в живописи дальнейшее развитие получили светские жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, изображение быта.
В восемнадцатом столетии утверждается новое отношение к человеку, значение личности чаще, чем прежде, оказывается независимым от сословных прерогатив. Поиски новых духовных ценностей нередко ведутся в сфере частной жизни. Идея «естественного человека» оказывается неотделимой от представления о столь же естественных чувствах. Художников, как и писателей, все больше интересует интимная духовная жизнь конкретного человека. Искусство, особенно, живопись, становится более утонченным и изысканным, а с другой стороны, приобретает более интимный, камерный характер. Но, открывая новые возможности развития искусства, художники XVIII столетия постепенно теряли универсальную широту охвата явлений мира, характерную для великих мастеров Ренессанса и XVII столетия.
Искусство XVIII века чрезвычайно многообразно и противоречиво. Не существовало единого стиля, объединяющего все разноречивые искания эпохи. Однако исследователи условно выделяют следующие стилистические тенденции: в начале и середине столетия определяющей тенденцией было позднее барокко, которое почти повсеместно перерождалось в рококо. Во второй половине века господствующей тенденцией стал классицизм. Вместе с тем получает дальнейшее развитие реализм, отразивший взгляды «третьего сословия»; важнейшие достижения реализма были осуществлены в английском искусстве. Во второй половине XVIII века в европейской культуре формируется новый стиль — сентиментализм.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 10.06.2010
Комментарии и Отзывы