Формулирование критериев и ограничений

2. Формулирование критериев и ограничений. Критерии – правила, в соответствии с которыми альтернативные решения располагаются в порядке их важности или предпочтительности. С их помощью сравниваются степени достижения цели по разным альтернативам. Всякая цель содержит в себе критерии. Если ставится несколько целей, а, следовательно, и несколько критериев, то вариант решения считается приемлемым, если он приближает к достижению одной цели и не противоречит другим. Может быть сформулировано и несколько критериев по одной проблеме, которые подразделяются на обязательные требования и учитываемые условия. Некоторые критерии имеют количественное выражение, другие требуют сбора информации качественного характера. Многие возможные решения проблемы не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для их реализации. Кроме того, действуют силы, находящиеся вне организации – законы, которые руководители не могут изменить. Такие ограничения сужают возможности в принятии решений. Поэтому руководитель должен определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, может быть выбрано нереалистичное направление действий и потеряно время и ресурсы. Ограничения варьируются в зависимости от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения: неадекватность средств, невозможность закупить ресурсы по приемлемой цене, потребность в технологии еще неразработанной или чересчур дорогой, конкуренция, законы и этические соображения. Как правило, у крупной организации существует меньше ограничений.

3. Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные альтернативы, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями и временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому руководитель ограничивает число возможных вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

4. Оценка альтернатив. При оценке альтернатив руководитель определяет достоинства и недостатки каждой и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными последствиями. Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы. Эти стандарты (критерии) устанавливаются на втором этапе процесса принятия решения. Процесс оценки альтернатив по критериям можно представить в виде схемы (рис.4.6). Все альтернативы, не удовлетворяющие критериям, автоматически отсеиваются, а оставшиеся сопоставляются по соответствия учитываемым условиям. Для сравнения решения желательно выражать в определенных формах, желательно так как представлена цель. В бизнесе прибыль – высший приоритет, поэтому решения можно представить в денежном выражении и в виде оценки их воздействия на прибыль. При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем, которое всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации решения, могут помешать воплощению намеченного.

Рубрики: | Дата публикации: 06.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии