Формообразующая группа выразительных средств стабильна (её ещё называют природной), не подвержена количественным изменениям. В её состав входят четыре элемента: 1) слово (речь); 2) музыка; 3) шумы или звуковые эффекты (реальные, жизненные или студийные, т. е. имитированные при помощи различных приспособлений), или звуковой фон; 4) документальные записи, сделанные вне студии. Они также включают в себя: речь, музыку, различные звуки, но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут вводиться или в комплексе, или в сочетании с дописанными в студии речевыми комментариями.
Вторая группа, стилеобразующая, мобильна, потому что зависит от воли и творческой индивидуальности автора передачи. Входящие в неё выразительные средства называются стилеобразующими, или техническими. К ним относятся: 1) монтаж; 2) голосовой грим; 3) звуковая мизансцена; 4) ряд технических способов звукообразования и др.
Число стилеобразующих средств может меняться. Это зависит от новых технологий и творческой фантазии авторов произведений. Рассмотрим более подробно каждое яз выразительных средств.
Формообразующие средства в радиовещании
В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи:
1) слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Важно не просто правильно найти слово, но найти его точно по отношению к сути происходящего; 2) журналист должен найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала. Нужно стремиться к тому, чтобы человеку достаточно было послушать информацию и представить картину происходящего; 3) поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений). Ударение охарактеризовано Станиславским как элемент смысловой точности речи. Правильное использование ударений заключается не только в умении поставить его на том слове, где ему надлежит быть, но и в том, чтобы снять его с тех слов, на которых ему надо быть.
Юрий Летунов в книге «Время. Люди. Микрофон» замечает, что микрофон обладает чудесным свойством фиксировать слово в момент его рождения, иначе говоря, даёт возможность следить за рождением мысли. Микрофон схватывает все звуки, а следовательно, все чувства и переживания в непосредственной близости .
Необходима «скульптурная отточенность каждого слова», потому что она компенсирует невидимость говорящего, а следовательно, его мимику и жест, а также потому, что радио доносит слово в дом каждого из миллионов людей одновременно, и оно должно быть понятно и эмоционально выразительно.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы