Философия жизни: критический пересмотр принципов классической философии

Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Шпенглер

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает «фило-софия жизни». «Философия жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни чело-века. «Философия жизни» выступила за реабилитацию жизни против ее ущемления и обеднения рассудоч-ным, политическим, экономическим и иным утилитар-ными подходами.

В связи с этим понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заме-нить понятие «бытие».

Представители этого течения противопоставляют жизнь бытию. Бытие — это статичное состояние, жизнь — это движение, становление. «Философия жизни» вы-ступала против того, чтобы положить в основу станов-ления что-либо устойчивое. Становление по мнению ее сторонников это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации чело-века в культуре, позволяющие ему реализовывать и познавать самого себя. Одним из представителей это-го философского течения является Артур Шопенгауэр (1788-1860). Переосмысливает кантовскую «вещь в се-бе», представив ее как волю — некую недоступную по-знанию мистическую слепую силу. Воля представляет собой единую мировую волю, тождественную всей Вселенной. Мир — это воля, воля к жизни. Мир сущест-вует в сознании объекта как представление, он обу-словлен субъектом и без него немыслим. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен це-лями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Для всех направле-ний философии жизни характерны антиинтеллектуа-лизм и иррационализм. Философия Шопенгауэра пес-симистична. Воля к жизни — злая сатанинская, сила, источник страданий. Мир, которым она правит, не имеет ни смысла, ни ценностей, ни целесообразности. Человек ничего не может в нем изменить. Единствен-ный способ спастись человеку от горестей и мучений и тем самым сократить мировое зло — подавление своей индивидуальной воли, бегство от нее в чистое самосо-зерцание, в аскетический образ жизни.

Французский философ Анри Бергсон (1859-1941) исследовал такие феномены как длительность, поток сознания, воспоминания о настоящем, творческая эволюция. Центральное понятие философского уче-ния Бергсона — жизненный прорыв.

С точки зрения Бергсона, жизнь -это непрерывное творческое становление. Материя — костное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В резуль-тате мир в изображении Бергсона предстает как еди-ный, непрерывно и необратимо развивающийся, спон-танный и непредсказуемый. Рождая все новые и но-вые формы, он находится в состоянии непрерывного становления. Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект по Бергсону — это разумное и рассудочное познание. Однако интеллекту принципи-ально недоступен жизненный прорыв. Его познание возможно только на основе интуиции. Создателем этической интерпретации «философии жизни» являет-ся нем. философ Ф. Ницше. Он развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни». Понятие Во-ли, как основы всего существующего, Ницше заимст-вует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. «Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти». «Воля к власти» — основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных норма-тивных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовы-ражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состо-ит в упразднении результатов «восстания рабов в мо-рали» и возрождение «морали господ», в основе кото-рой должны лежать следующие принципы:

1) «ценность жизни» есть единственная безуслов-ная ценность

2) существует природное неравенство людей, обу-словленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти»

3) сильный человек свободен от моральных обяза-тельств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям удовлетворяет по Ницше субъект морали господ — сверхчеловек — центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Его сверх-человек -это гармонический человек, в котором соче-таются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества. Ницше нередко заявля-ет, что в действительности сверхчеловека еще не бы-ло, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Обычные люди нашего времени — это исходный материал, необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверх-человека.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии