Философия техники

Философия техники:

во-первых, исследует феномен техники в целом,

во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом,

в-третьих, принимает во внимание широкую истори-ческую перспективу.

Однако, если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

Каждый здравомыслящий человек укажет на те техни-ческие устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни – дома или на работе. Специали-сты назовут конкретные примеры такого рода уст-ройств из изучаемых или создаваемых ими видов тех-ники. Но все это – лишь предметы технической дея-тельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений.

За всем этим лежит обширная сфера технических зна-ний и основанных на этих знаниях действий.

Поэтому Фред Бон придает понятию “техника” пре-дельно широкое значение:

“Всякая деятельность и прежде всего всякая профес-сиональная деятельность нуждается в технических правилах”.

Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшест-вующем рассуждении руководящего средства.

Это фактически задает границы между “техникой” и “не-техникой”, поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т.д., поскольку без налаженного механизма продуцирова-ния, накопления и передачи знаний никакое техниче-ское развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией “Техника и культура”: “Не вещи или изобрете-ния, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшестваѕ… У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неиз-менным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе”. Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь по-купкой совершенных технических устройств – оно должно прививаться воспитанием, обучением, пере-дачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, “где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным перед правильным нападением…ѕ” западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы “закупки” на Западе машин и перешел к перестройке всей эко-номической, образовательной и технологической сфе-ры, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры.

Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIXXX столетий П. К. Энгельмейер: “Своими приспособлениями она усили-ла наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производи-тельность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарожде-нию новыхѕ… Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, кото-рая неудержимо гонит вперед колесо прогресса”. Од-нако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам ма-териальной культуры стремятся подробно восстано-вить культуру древних народов. В этом смысле фило-софия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в средние ве-ка, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Итак, техника – это:

– совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших техни-ческих систем;

– совокупность различных видов технической деятель-ности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от раз-работки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

– совокупность технических знаний – от специализиро-ванных рецептурно-технических до теоретических на-учно-технических и системотехнических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только исполь-зование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким про-стым, как это часто думали, и связан не только с при-ложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. “Приложение состоит не в простом приложе-нии наук к специальным целям, – писал немецкий ин-женер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. – Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание многочисленные условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ве-дет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание состав-ляет только предварительную ступень к нему… Зна-ние есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность”.

Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Нужна курсовая или дипломная?