Эволюция представлений о справедливости в среде греческой интеллигенции классического периода /Геродот, Фукидид, Ксенофонт/

Дюкарев Владимир Александрович1 студент

Белгородский государственный университет, Белгород, Россия

E-mail: djukarev.vl@mail.ru

В настоящее время существуют различные тенденции развития исторической науки. Одним из наиболее перспективных направлений является историческая антропо- логия, сделавшая человека и, прежде всего, многообразие его внутреннего мира, глав- ным объектом исторического познания. Важной областью подобного рода исследований является изучение этнопсихологии и мировоззрения древних обществ, их отношения к внешнему окружающему миру и взаимоотношений внутри социума. Это объясняется тем, что именно данный раздел микро-истории позволяет нам понять осознанные (субъ- ективные) и неосознанные (объективные) мотивы деятельности исторических лично- стей, групп и общества в целом; что, в свою очередь, ещё на один шаг приближает нас к познанию исторического процесса в целом.

Одним из важнейших структурных компонентов картины мира человека, его ми- ровоззрения является система ценностей. Выступая в качестве инструмента социального регулирования, она является тем промежуточным звеном, которое связывает поведение человека с его важнейшими социальными институтами, идеалами, запросами, интереса- ми и требованиями. Именно комплекс ценностных ориентаций древнегреческого обще- ства и стал объектом данной работы. Для историка вполне естественно рассматривать любое явление в его развитии, поэтому предметом нашего исследования является диа- хронный аспект представлений древних греков о справедливости, собственно их эволю- ция.

В современной этике ценности справедливость является предварительным усло- вием осуществления остальных ценностей (Философский словарь, 2003), что определяет её как фундаментальный компонент системы ценностей в целом. Значимость справедли- вости для греческого общества определена выдающимися философами эпохи – Плато- ном («Государство») и Аристотелем («Политика»).

Интеллигенция, применительно к Греции классического периода – широкая соци- альная группа представителей интеллектуального труда. Принципиально отказавшись от изучения философской традиции (рассмотрение которой требует специфических мето- дов и подходов); на данном этапе исследования мы также не рассматриваем и литера- турные памятники эпохи (анализ которых планируется проводить в дальнейшем). Наи- более объективными и информативными в интересующем нас аспекте являются источ- ники исторического характера. При этом необходимо отметить, что для анализа смысло- вой структуры рассматриваемой категорий нами были использованы не только переводы данных памятников, но и их греческие тексты (проект «Персей»).

В своей известной книге Дж. Ролз (1995, с. 31) характеризует справедливость как безупречное (благородное) поведение и считает справедливым такой общественный по- рядок, при котором каждый член общества был бы согласен с тем, какое положение он занимает в обществе. Однако греки в исследуемый период (по крайней мере, их интел- лектуальная элита) вкладывали в данное понятие целый комплекс значений. Геродот ис-

1 Автор выражает признательность доценту, к.и.н. Семичевой Е. А. за помощь в подготовке тезисов.

пользует понятие справедливость (??????????) не только для обозначения правильного (безупречного) поведения (Herod. VIII, 22; V, 92; VII, 3; II, 118), но также отождествляет его с честностью (IV, 93; VI, 24; VI, 86; VII, 52; VII, 164) и связывает с благородным происхождением (III, 148). Последнее обстоятельство объясняется, прежде всего, гос- подствующими в аристократической среде (выходцами которой были авторы рассмат- риваемых источников) представлениями об идеальном человеке, зарождение которых начинается ещё в гомеровский период истории Греции, однако окончательное их оформление происходит в период ранней классики.

Следующее по времени из дошедших до нас исторических произведений принад- лежит афинянину Фукидиду. Лишь одно поколение отделяет его от Геродота и, тем не менее, в исследуемом тексте обнаруживаются некоторые различия в представлениях о справедливости. Так, Фукидид уже не рассматривает справедливость как добродетель присущую лишь аристократам. В его труде она предстаёт как мера человеческой дея- тельности – все поступки людей рассматриваются через призму справедливости (Thucyd. III, 67; V, 104; VI, 89; II, 67; I, 40). Кроме того, справедливость исполняет роль своеобразного императива поведения личности – долга перед собой и обществом (VII,

63; IV, 64; II, 41).

Развитие данной тенденции прослеживается и в трудах Ксенофонта. Кроме тра- диционных представлений о справедливости как надлежащем, правильном, благочести- вом поведении (Xen. Hell. IV, 1; VII, 4; III, 1; VI, 5 и т.д.), именно Ксенофонт впервые отождествляет справедливость с законностью (V, 4; VII, 4), в отличие от Фукидида, ис- пользовавшего данные понятия в органическом единстве (Thucyd. III, 84).

Таким образом, в качестве предварительного вывода можно говорить о значи- тельной неоднородности представлений о справедливости в среде древнегреческих ис- ториков классического периода. Исследуемая категория эволюционирует содержатель- но, включая в собственное семантическое поле новые значения и поведенческие харак- теристики, изменяется также ее место в иерархии социальных ценностей древнегрече- ского общества. Причины данных изменений могут заключаться как в объективных об- стоятельствах создания источника (становление, расцвет и кризис полиса), так и в осо- бенностях личности и мировоззренческой позиции того или иного автора. Это обстоя- тельство, как и сопоставление исторической и литературной традиции, оставляют широ- кие перспективы для дальнейшего исследования данной проблематики.

Литература

1. Геродот (1999) История / Пер. Г. А. Стратановского. М.: Ладомир-АСТ.

2. Ксенофонт (2002) Греческая история / Пер. С. Я. Лурье. СПб.: Алетейя.

3. Ролз Дж. (1995) Теория справедливости. Новосибирск: изд-во НГУ.

4. Философский словарь (2003): под ред. Г. Мишкоффа /пер. с немец./ Общ. ред. Мали-

нина В. А. М.: Республика.

5. Фукидид (1999) История / Пер. Г. А. Стратановского. М.: Ладомир-АСТ.

6. www.perseus.tufts.edu (проект «Персей»).

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?