Электронный образовательный ресурс “Беларусь в годы Первой мировой войны”

Кандыба Игорь Анатольевич

студент

Белорусский государственный университет, Беларусь, Минск

E-mail: igor.kandyba@gmail.com

Современные тенденции в историческом образовании сейчас диктуют условия, при которых использование традиционных средств обучения истории без поддержки инновационных не только нецелесообразно, но и опасно с дидактической точки зрения, поскольку страдает прежде всего эффективность обучения. Более того, даже информационные технологии в образовании начинают делиться на традиционные и инновационные. Традиционные, к которым относятся такие технологии, как HTML, презентации PowerPoint, простейшие среды для проведения тестирования уже не могут в полной мере обеспечить соответствие последним требованиям, предъявляемым к историческому образованию. В связи с этим возникает потребность в поиске новых путей, нетрадиционных решений. В сфере создания электронных обучающих ресурсов к таким относятся полнофункциональные программные пакеты для разработки образовательных проектов.

В одном из таких пакетов, программном решении компании SunRav, был создан электронный образовательный ресурс “Беларусь в годы Первой мировой войны”. Пакет SunRav BookOffice предназначен для создания, редактирования и просмотра разнообразных электронных книг и учебников. Программа применяется для создания обучающих электронных ресурсов в школах, ВУЗах, техникумах и т.д. Для проверки знаний обучаемых был использован полностью интегрируемый пакет SunRav TestOffice Pro, используемый в качестве тестирующей части интерактивных обучающих систем.

Проект предназначен для студентов и учащихся, а также всех, интересующихся темой Первой мировой войны.

Основной целью работы является популяризация интереса к тематике Первой мировой войны на Беларуси. Дидактической целью является углубление знаний в области истории Первой мировой войны на Беларуси с помощью визуальной и текстовой поддержки. Обучающей задачей является дать представление об истории Первой мировой войны на Беларуси, учитывая недостаточную изученность этой темы и ее слабое представление в электронных учебных пособиях и сети Интернет. С помощью ресурса предполагается сформировать у обучаемых навыки одновременного восприятия текстовой и визуальной информации, использования гиперссылок для получения дополнительных фактов. Воспитательной целью проекта является привить уважение к событиям Первой мировой войны, углубление чувства патриотизма.

В основу проекта легли архивные материалы, личные фото-коллекции, научно-

популярные издания и интернет-ресурсы, посвященные данной теме.

Ресурс состоит из нескольких сотен страниц, упакованных в один исполняемый файл в программе SunRav BookEditor, содержащих информацию о событиях Первой мировой войны на Беларуси с 1914 г. до Февральской революции. Каждая страница представлена текстовым содержанием и визуальной поддержкой в виде иллюстраций и видеофайлов. Контроль осуществляется в системе тестирования SunRav TestOfficePro.

Как бы мы современный этап развития образования с использованием ПК не называли: “этапом компьютерного обучения” или “компьютеризованного обучения”, или “этапом компьютерных технологий обучения”, или просто “этапом новых информационных технологий обучения”, какой бы статус такому обучению мы не придавали, несомненным остается тот факт, что без понимания педагогической сути любого процесса обучения и психологических механизмов управления познавательной деятельностью мы не сможем ни на йоту продвинуться в решении проблем компьютеризации обучения и контроля знаний.

Разработка проекта “Беларусь в годы Первой мировой войны” велась на основе комбинации методов поэтапного формирования умственных умений П.Я. Гальперина и теории проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин), а также технологии полного усвоения знаний. При подготовке проекта использовались общие методы обучения по источнику знаний: словесный и наглядный.

Из методов по дидактическим целям использовался метод изучения новых знаний, метод закрепления знаний.

Сочетание методов проблемного обучения и технологии поэтапного формирования умственных действий позволили сделать электронный образовательный ресурс «Беларусь в годы Первой мировой войны» по настоящему эффективным средством обучения.

При создании образовательного ресурса чрезвычайно важным шагом является определение цели обучения. Это позволяет в дальнейшем четко сформировать алгоритм обучения.

В данной работе ставились следующие цели:

1. Интуитивность и предельная понятность совершения большинства действий с образовательным ресурсом. Реализация принципа – «запустил и работай».

2. Простота навигации. Любая страница может быть открыта несколькими различными способами, причем не более чем в три щелчка мыши.

3. Адаптация под конкретного пользователя. Наличие нескольких способов работы с проектом позволяет пользователю выбрать наиболее удобный и соответствующий текущей задаче способ.

4. Возможность использования информации в любой форме представления

(текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.)

5. Ориентация программы на самостоятельное использование без участия преподавателя.

6. Предоставление пользователю максимального объема информации различных типов по истории войны в Беларуси, ее различных аспектов и проблем. Всестороннее освещение проблемы с привлечением дополнительных материалов и архивных источников.

Структуру проекта можно условно разделить на два учебных элемента, каждый из которых подразделяется на множество элементов. Это основной текст и дополнительные материалы. В свою очередь, основной текст состоит из разделов и подразделов, каждый из которых раскрывает определенную проблему. Разделы связаны между собой логическими связями – они раскрываются последовательно, согласно порядку изложения материала.

Дополнительные материалы подразделяются на галерею фото- и видеоматериалов, архивные источники, статьи и ссылки. Разделы основного текста связаны с дополнительными перекрестными ссылками, что позволяет легко получать дополнительную информацию. Дополнительные разделы можно изучать в отрыве от основного текста, предварительно поставив соответствующие задачи (например, проанализировать жалобы крестьян). Соответственно, после изучения каждого учебного элемента приобретаются определенные навыки и умения, зависящие от его содержания.

Наиболее оптимальной формой учебной деятельности при работе с образовательным ресурсом «Беларусь в годы Первой мировой войны» является самостоятельная работа обучаемого.

Ресурс спроектирован таким образом, чтобы обучаемый без помощи преподавателя или других сторонних лиц мог выбирать для изучения материал в необходимом ему объеме, дозируя информацию по своему усмотрению.

Наличие нескольких режимов работы позволяют выбрать наиболее оптимальный таким образом, что пользователь может даже не догадываться о сущности своих

действий. Определив цель работы с ресурсом (получение дополнительной информации, всесторонне изучение темы и т.д.) пользователь использует соответствующие программные средства (основные и дополнительные меню, поиск, подсказки и т.д.) для реализации поставленной задачи.

Проект предоставляет три различных способа работы с ним.

В режиме «Лекция» достаточно использовать ссылки в нижней части страниц и программа сама проведет по основным этапам и проблемам Первой мировой войны в Беларуси. При этом предлагается ознакомиться с источниками по изучаемым темам, посмотреть фотографии и дополнительные материалы. После окончания прохождения основного текста предлагается зайти в раздел «Контроль» и пройти тестирование.

В режиме «Справочник» можно использовать верхнее навигационное меню для перемещения к нужной части пособия и многочисленные подменю для перехода к нужной ему информации. При этом для перехода к любой странице проекта потребуются не более трех нажатий мыши.

Режим «Навигатор» использует встроенные возможности программы BookReader, а именно – создаваемое из разделов проекта навигационное меню в левой части окна программы. Меню схоже с используемым в операционной системе Windows и представляет собой дерево папок-контейнеров, содержащих ссылки на разделы. Это обеспечивает комфортное перемещение по ресурсу и поиск нужной информации в привычной среде. Вкладка «Индекс» над боковым меню открывает список ключевых слов. Нажимая на них мышью, можно получить список разделов, в которых они встречаются. Вкладка «Поиск» позволяет вести полнотекстовый поиск по всему тексту проекта. Весьма полезной является вкладка «Избранное», позволяющая заносить отдельные разделы проекта в особый, создаваемый пользователем список, представляющий собой своеобразные закладки на страницы книги. Это позволяет в дальнейшем возвращаться к заинтересовавшим пользователя разделам и значительно упрощает работу с большими массивами информации, представленной в проекте.

Таким образом, сочетание новейших педагогических и методологических приемов с инновационными информационными технологиями позволило сделать электронный образовательный ресурс “Беларусь в годы Первой мировой войны” по настоящему эффективным средством обучения, которое активно используется на историческом факультете Белорусского государственного университета и служит примером по созданию электронных ресурсов для студентов специализации “историческая информатика”.

Литература

1. Кандыба И.А. (2004) Электронные материалы для обеспечения самостоятельной работы в дистанционном обучении / Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века: Материалы IV междунар. науч.-метод. конф.,– Мн

2. www.sunrav.ru (Сайт «SunRav Software»)

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?