ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Понятие дорожный транспорт обозначает несколько видов транспорта, имеющих различную техническую базу, но объединенных эксплуатацией на дорожной сети общего пользования. К видам дорожного транспорта относятся:
автомобильный транспорт;
городской электрический уличный транспорт (трамвай, троллейбус);
немеханический транспорт — использует мускульную силу человека (велосипед, велорикша) или животных (гужевой, вьючный).
Наибольшее практическое значение имеют первые два из указанных видов дорожного транспорта.
В дорожном транспорте пути сообщения организационно и экономически обособлены от субъектов, непосредственно осуществляющих транспортную деятельность.
В дорожном транспорте имеются два экономических сектора, достаточно развитых и многочисленных по составу субъектов их деятельности: коммерческий и некоммерческий. Деятельность в области дорожного транспорта может осуществляться как на профессиональной основе, так и гражданами в их личных, бытовых целях. Подвижной состав дорожного транспорта включает: автомобили различного назначения (легковые автомобили, автобусы, грузовые и специальные автомобили) и мотоциклы; экипажи городского электротранспорта (троллейбусы и вагоны трамвая); гужевые повозки; в ближайшей перспективе — электромобили. Автомобильный транспорт имеет наибольшее значение и удельный вес в составе дорожного транспорта.
В составе автомобильного транспорта имеются оба вышеназванных экономических сектора, причем коммерческий сектор не только оказывает непосредственно транспортные услуги по перевозке пассажиров, грузов, багажа и почты, но эксплуатирует специальные
автомобили, оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств различных владельцев, аренде, прокату и парковке автомобилей и др. (рис.3.1).
В коммерческом секторе следует выделить два направления деятельности: во-первых, это деятельность, целью которой является оказание транспортных услуг и выполнение транспортных работ (иначе говоря, транспортная деятельность относится к основному производству); во-вторых, это деятельность, в процессе которой транспортные услуги и работы «на сторону» не оказываются и не выполняются (например, перевозки закупленных материалов автомобилями промышленного предприятия для целей осуществления основного производственного процесса). И в том и в другом случае транспортная деятельность осуществляется только на профессиональной основе.
Автотранспортная некоммерческая деятельность также имеет два направления: во-первых, это автомобильные перевозки во время осуществления государственной и муниципальной службы (милицейский и военный транспорт; пожарные, спасательные автомобили и проч.); во-вторых, к некоммерческому сектору относится транспортная деятельность граждан, в личных (бытовых) целях эксплуатирующих автомобили, мотоциклы и прицепы к ним, немеханические транспортные средства. Если государственно-муниципальные потребности в транспорте удовлетворяются на профессиональной основе, то транспортная деятельность граждан является непрофессиональной.
Правовая система автомобильного транспорта не сформирована. Не определен главный вопрос — конкретно в чьем ведении находится автомобильный транспорт. Конституцией (ст.71) установлено, что в ведении Российской Федерации находятся «федеральные транспорт, пути сообщения». В отношении остальных, т.е. не федеральных транспорта и путей сообщения, согласно ст.73 Конституции, вся полнота власти осуществляется субъектами федерации. Но до сих пор не установлено, что именно понимается под федеральным автомобильным транспортом. В других отраслях транспорта этот вопрос разрешен соответствующими федеральными законами, причем наиболее грамотно это сделано на железнодорожном транспорте, в законодательстве которого используется терминология (федеральный железнодорожный транспорт), корреспондирующая с конституционной терминологией. Данной коллизии не возникает в области дорожного хозяйства, где законодательством четко определены субъекты и объекты ведения.
Неопределенность с субъектами, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, усугубляется еще и тем обстоятельством, что на автомобильном транспорте, в первую очередь — пассажирском, наблюдается количественное преобладание отношений, локализуемых на территориях муниципальных образований (городской транспорт). В результате наблюдается ситуация, о которой в народе говорят, что у семи нянек дитя без глаза. Страдают потребители транспортных услуг и клиенты автомобильного транспорта, обслуживание которых осуществляется неупорядоченным образом. Страдают и перевозчики, находящиеся под неограниченным законом прессом чиновничьего аппарата.
Выходом из сложившейся ситуации должно стать скорейшее развитие правовой основы автомобильного транспорта. Потенциально необходимая правовая основа автомобильного
транспорта должна опираться на уже имеющиеся акты законодательства, включать актуальные акты законодательства, принятие которых необходимо для отрасли (рис. 3.2).
Коммерческий автомобильный транспорт может быть как общего, так и не общего пользования. Согласно Гражданскому кодексу (ст.789) «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. ‘Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором».
Примером коммерческого автомобильного транспорта не общего пользования может служить учреждение крупным промышленным предприятием дочернего автотранспортного
-.
Рис. 3.2 Система правовой основы автомобильного транспорта (пунктиром выделены законы, разработка и принятие которых являются актуальными)
предприятия для удовлетворения имеющихся собственных потребностей в перевозках. Отличие такого автотранспортного предприятия от транспортного цеха состоит в том, что предприятие является самостоятельным юридическим лицом.
Поскольку автомобильный транспорт, прежде всего грузовой, осуществляется по принципу «от двери до двери», он тесно взаимодействует с магистральными видами транспорта, обеспечивая начальные и конечные фазы перевозочного процесса. Это требует координированного взаимодействия организаций различных видов транспорта. Гражданским кодексом установлены общие требования к выполнению перевозок в прямом смешанном сообщении (перевозка пассажиров, груза или багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) (ст.788) и к договорам транспортных организаций (ст.799). Определено, что при перевозках пассажиров, груза или багажа в прямом смешанном сообщении взаимоотношения транспортных организаций и порядок организации перевозок определяются соглашениями, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) сообщениях. Закон о прямых смешанных сообщениях, к которому делается отсылка в Гражданском кодексе, до настоящего времени не может выйти из стадии разработки. Поэтому в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ главой 5 и рядом статей установлен порядок взаимодействия железнодорожного транспорта (включая автомобильный) при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении. Законом установлено, что этот порядок действует до введение в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованные завоз и вывоз грузов и др.). Порядок заключения договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Ныне далеко не все транспортные уставы и кодексы являются разработанными, в частности это относится к автомобильному транспорту, который в результате правового вакуума при
взаимодействии с предприятиями железнодорожного, воздушного и водного транспорта часто вынужден поступаться своими интересами.
Состав автотранспортного законодательства ввиду не разработанности его основы не определен. Однако следует указать отдельные нормативные правовые акты, регулирующие конкретные стороны деятельности в области автомобильного транспорта.
Наиболее урегулированным является обеспечение безопасности дорожного движения (БДД). Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 « 196-ФЗ (далее — закон ОБДЦ) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона признаны охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижения тяжести их последствий. Установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из закона ОБДД и других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Установлено, что в ведении Российской Федерации находятся: формирование и проведение единой государственной политики в области БДД; установление правовых основ обеспечения БДД; установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения БДД; контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения БДД Конституции и федеральным законам; создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения БДД; разработка и утверждение федеральных программ повышения БДД и их финансовое обеспечение; образование федерального специализированного фонда обеспечения БДД; организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения БДД; координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения БДД» заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения БДД.
По соглашению сторон осуществление части своих полномочий Федеральные органы исполнительной власти могут передавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и наоборот. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации вопросы обеспечения БДД решают самостоятельно. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД.
Согласно закону ОБДЦ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению БДД, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям БДЦ, запрещается.
Технические требования к транспортным средствам и их оборудованию регламентируются государственными стандартами, введенными в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации». Актуальным вопросом является разработка комплекса государственных стандартов, устанавливающих терминологию автомобильного
л
транспорта и обязательные нормативы качества обслуживания пассажиров и клиентуры. «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.93.
Законом ОБДД предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать БДЦ. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения технического осмотра устанавливается Правительством России. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определяются Правительством России (постановление Правительства РФ от 21.02.2002 № 127 вступило в действие с 01.02 2002).
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать БДЦ. Транспортные средства, прошедшие ТО и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению БДЦ, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. Нормы, правила и процедуры ТО и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями этих средств с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и представляющие услуги по ТО и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о БДЦ могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения БДЦ.
Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения РФ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На дорогах России установлено правостороннее движение.
Законом ОБДЦ введено обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей, оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обучение участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел РФ и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
Граждане России, достигшие установленного законом ОБДЦ возраста (дифференцирован в зависимости от категории транспортного средства) и не имеющие ограничений в водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение специального права на управление транспортными средствами.
Общие вопросы государственного регулирования автомобильного транспорта возложены на Минтранс России, имеющий в своем составе Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта. Лицензирование и надзор за автотранспортной деятельностью осуществляются органами Российской транспортной инспекции, организационно входящей в состав Минтранса РФ и имеющей территориальные инспекции (отделения) во всех субъектах федерации.
Считается, что основным документом, регулирующим и определяющим обязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, является Устав автомобильного
\
транспорта РСФСР — УАТ (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР № 12 от 08.01.69 с последующими изменениями в ред. постановлений Совета Министров РСФСР № 648 от 28.11.69, № 510 от 17.09.74, № 253 от!6.05.80, № 101 от 20.03.84, № 474 от 18.11.88 и № 98 от 18.02.91). В подтверждение того, что данный устав относится к числу нормативных правовых актов обычно ссылаются на положение раздела второго Конституции, установившего, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу … Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции».
В этой связи вспомним, что Конституцией в ст. 1 Российская Федерация определена, как правовое государство, а в ст. 10 установлено, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Устав автомобильного транспорта РСФСР в его нынешнем виде исходит от исполнительной власти, не является подзаконным актом, в связи с чем целиком противоречит указанным конституционным нормам. Отсюда следует вывод о, мягко говоря, сомнительности действия устава в современных условиях. Его действие, с молчаливого согласия большинства транспортников, продолжается исходя из принципа, что «на безрыбье и рак рыба». В ситуациях, когда дело доходит до суда, выясняется несостоятельность данного документа.
По тексту УАТ можно указать массу противоречий с действующими российскими законами (которые по своему правовому статусу явно «старше» устава). До 80% текста устава не действует в силу приоритета над ним российских законов, устанавливающих иные нормы. Сами принципы, на которых базируется УАТ, противоречат рыночным началам современной российской экономики. На автомобильном транспорте хозяйствует огромное количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, к которым устав вообще не может иметь никакого отношения, поскольку Конституция в ст. 55 установила, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом» (но не уставом).
Выходом из создавшейся ситуации правового вакуума должно стать принятие основополагающего законодательного акта автомобильного транспорта, как это сделано на железнодорожном транспорте. Важнейшее препятствие при этом — указанная выше неопределенность в области предметов ведения на автомобильном транспорте. Новый устав для автомобильного транспорта принимать нельзя, поскольку устав, как вид документа, это акт, исходящий от «хозяина» объекта регулируемых отношений. Но на автомобильном транспорте наблюдается широкое разнообразие используемых организационно-правовых форм предприятий и форм собственности на их имущество. Поэтому актуальным на федеральном уровне управления является принятия не устава, а закона о федеральном автомобильном транспорте и законов субъектов федерации о транспорте субъектов федерации (см. рис. 3.2). Данные законы должны приниматься в форме кодексов, поскольку в Гражданском кодексе сделаны отсылки к «транспортным уставам, кодексам».
На автомобильном транспорте существуют различные виды сообщения, которыми производится транспортировка пассажиров, грузов и почты. Установившаяся практика, подкрепленная подзаконными актами, принятыми в развитие закона ОБДД и ряда других федеральных законов и законов субъектов РФ, выделяет на автомобильном транспорте виды сообщения: городское с подразделением на внутригородское и пригородное; в пределах субъекта федерации; в пределах территории Российской Федерации; международное (с подразделение на «ближнее» и «дальнее» зарубежье). Вид сообщения существенен с точки зрения применяемых правил перевозок и требований, предъявляемых при сертификации оказываемых услуг и лицензировании деятельности в области автомобильного транспорта.
При осуществлении автотранспортной деятельности используют четыре вида правил:
правила организации перевозок, регламентирующие организационно-технологические аспекты деятельности перевозчика;
правила технической эксплуатации, регламентирующие техническую эксплуатацию транспортных средств;
правила обслуживания пассажиров или клиентуры, устанавливающие порядок оказания соответствующих услуг;
л
правила пользования подвижным составом при получении услуг (только для пассажирских перевозок).
В целях упорядочения транспортных отношений Минтрансом России рекомендованы Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, регламентирующие порядок организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа автобусами и таксомоторами. Эти правила разработаны взамен ранее действовавших Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (Минавтотранс РСФСР, 1983г.) с учетом реалий современных отношений. В советский период были разработаны Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71), Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта (утверждены Минавтотрансом РСФСР 09.12.70), имеются также разработанные правила выполнения различных работ и проч. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (Минтранс РСФСР, 1988 г.) регламентированы общие правила поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. Данное положение предусматривает обязательность соблюдения правил технической эксплуатации автомобилей конкретных моделей (инструкции по эксплуатации), разработанных соответствующими производителями подвижного состава.
Приказом Минтранса России № 27 от 09.03.95 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Действие данного положения, как установлено в его пункте 1.1, распространяется также на индивидуальных предпринимателей-транспортников.
Приказом Минтранса России № 73 от 08.08.95 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разработанные в соответствии с постановлением Правительства РФ № 372 от 23.04.94. Эти правила определяют основные условия безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозок. Действие правил, разработанных в соответствии с требованиями международных конвенций (в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов — ДОПОГ), распространяется на перевозки опасных грузов по дорожной сети общего пользования. МВД 23.09.85 утверждена Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Минтрансом России 27.05.96 утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, разработанная на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 962 от 26.09.95.
Важное практическое значение имеет соблюдение требований, установленных Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, поскольку усталость водителей-профессионалов, работающих сверхнормативное время — частая причина многих ДТП с тяжелыми последствиями. Для контроля за соблюдением режима движения автомобиля применяются тахографы, фиксирующие на машинном носителе путевую информацию. В соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки Постановление Правительства Российской Федерации № 922 от 03.08.96 предусмотрено оснащать тахографами все вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства полной массой более 15 т, предназначающиеся для междугородных и международных перевозок.
Согласно Федеральном закону «О защите прав потребителей» (ст.38) «правила … обслуживания потребителей (правила …оказания …услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации». В настоящее время федеральные правила обслуживания пассажиров и граждан, отправляющих грузы автомобильным транспортом, не установлены. Поэтому на местах практикуется как вынужденная мера использование временных правил.
V
Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» определены правовые основы осуществления автомобильных перевозок в международном сообщении грузовыми — транспортными средствами и автобусами по территории России, как для российских, так и для иностранных перевозчиков. Установлено, что иностранные перевозчики осуществляют перевозки по территории России в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, порядок выдачи которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, а для международных перевозок опасных грузов аналогичный порядок определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Запрещен автотранспортный каботаж — перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию России, между пунктами, расположенными на российской территории. В этой связи следует заметить, что этот запрет может ограничить использование лизинга подвижного состава.
Городской (муниципальный) электрический транспорт по признакам, существенным с точки зрения применяемого транспортного права, подразделяется на:
уличный — работающий на дорожной сети общего пользования (улицах и дорогах). Этот транспорт в городах России представлен трамваем и троллейбусом (внутригородское и пригородное сообщение);
внеуличный, к которому относятся метрополитен, фуникулер, подвесные канатные дороги и в перспективе эстакадный транспорт. Основное отличие этих видов транспорта от уличного состоит в полной изолированности используемых путей сообщения от дорожной сети, в связи с чем обеспечивается полная технико-технологическая автономность каждого из видов внеуличного транспорта. Пути сообщения внеуличного городского транспорта находятся в ведении предприятий-перевозчиков.
В Минтрансе России образована служба городского транспорта. Функции этого органа касаются в основном обеспечения единой технической политики, координации и распространения опыта, поскольку городской транспорт практически полностью муниципализирован и находится в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующих городов.
Безопасность движения на городском наземном электрическом транспорте обеспечивается в соответствии с нормами Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Разработаны правила технической эксплуатации, предусматривающие организационные и технические меры по обеспечению безопасной эксплуатации — трамваев, троллейбусов, контактно-кабельной сети и энергосиловых подстанций, рельсового пути трамвая. Юридические лица, осуществляющие перевозки наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Специальное право на управление трамваями и троллейбусами, согласно закону ОБДЦ, предоставляется — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и сдавшим установленные экзамены.
Правила организации перевозок пассажиров, правила обслуживания пассажиров городским наземным пассажирским транспортом и правила пользования подвижным составом, используемые в городах России, восходят к документам советского периода. Поэтому на местах практикуется как вынужденная мера использование временных правил, аналогично тому, как это делается на автомобильном транспорте.
Для обеспечения координированной работы различных видов городского пассажирского транспорта, особенно его наземных видов, в крупных городах страны образованы муниципальные органы управления и унитарные предприятия, задачами которых являются формирование системы маршрутов городского транспорта, формирование
муниципального (государственного) заказа на выполнение перевозок пассажиров по этим маршрутам, контроль за исполнением этого заказа, координированное диспетчерское управление движением автобусов, троллейбусов и трамвайных вагонов по маршрутам. Указанные органы управления и унитарные предприятия выпускают собственные локальные нормативные акты по вопросам их деятельности, организуют договорные компании по заключению с предприятиями-перевозчиками контрактов на муниципальные перевозки пассажиров.
Закон ОБДЦ определил дорогу, как обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Сооружение и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляются государственной службой дорожного хозяйства, имеющей территориальные дорожные органы. Сооружение и содержание дорог, находящихся в ведении субъектов федерации, осуществляются дорожными органами соответствующих субъектов федерации.
Обязательные технические требования к дорогам и дорожным сооружениям, порядку их строительства установлены комплексом государственных общероссийских стандартов (ГОСТ Р 50597 — 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и другие стандарты), Строительными нормами и правилами (СНиП), техническими правилами дорожных органов.
Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусматривает формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти, назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них.
В случае введения иностранными государствами сбора за проезд по их автомобильным дорогам устанавливаются аналогичные сборы на территории Российской Федерации. Порядок и размер сборов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законом ОБДЦ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать БДЦ. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению БДЦ, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги
Развитие рыночных отношений поставило на повестку дня сооружение и эксплуатацию в России платных дорог. За рубежом платные дороги предоставляют автомобилистам услуги более высокого качества, чем обычные дороги общего пользования. Сооружение платных дорог в России может производиться на средства бюджета или инвесторов, принимающих на себя коммерческие риски. Эксплуатация платной дороги допускается лишь в тех случаях, когда имеется альтернативная бесплатная дорога общего пользования, связывающая рассматриваемые пункты. Таким образом исключается навязывание услуг. В настоящее время разработана программа развития платных дорог и начинает разворачиваться их строительство.
Организация и регулирование дорожного движения, государственный надзор за дорожным движением, государственная регистрация транспортных средств, технические осмотры средств дорожного транспорта, выдача удостоверений водителям автомототранспортных средств осуществляются органами и подразделениями ГИБДД МВД России в соответствии с федеральными законами «О милиции», «О безопасности дорожного движения» и другими федеральными законами, Правилами дорожного движения Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 13.07.2010
Комментарии и Отзывы