Деловые коммуникации: что это такое
Общение, его виды
Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором лю-ди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.
Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слуша-телем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повсе-дневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.
Виды общения
1) официальное – неофициальное (частное, приватное);
2) устное – письменное;
3) диалогическое – монологическое;
4) межличностное – публичное;
5) непосредственное – опосредованное;
6) контактное – дистантное.
Общение официальное и неофициальное
Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассни-ком, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, кото-рым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).
Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презен-таций и т.д. Деловое общение используется для организации социально зна-чимой деятельности: научной, общественной, административной, управлен-ческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением во-просов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием реше-ний, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для комму-никации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.
Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших зна-комых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных меро-приятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно ха-рактеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к каче-ствам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выра-жений в частном общении более свободный и регулируется этическими нор-мами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собе-седников.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 20.07.2010
Комментарии и Отзывы