Цзюнь-цзы

Конфуций призвал современников следовать идеальному образцу цзюнь-цзы. И предложил начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье и обществе («пусть отец будет отцом, а сын — сыном»). Он создал свою модель общества и наделил её, наряду с категорией «жэнь» другими понятиями, все эти понятия были пронизаны жэнь и направлены на поддержание нравственного здоровья общества. А сама модель представляла собой духовный каркас общества, способный противостоять таким постоянно возникающим явлениям, как корысть, эгоизм, жестокость, неземная жажда власти и доносительство.

Одно из этих понятий — «сяо» (сыновняя почтительность) проходит красной нитью через все суждения Конгфуция об идеальном обществе. Это понятие призвано сыграть цементирующую роль в устанавливаемых нормах поведения людей. Исполнение прижизненных желаний отца, неу-коснительное следование его пути должно было установить прочную связь между поколениями, связь с традицией, уважение к традициям своей семьи, а через нее — и к культурным традициям всего китайского этноса. Социальные отношения, по Конфуцию, являются параллелью отношений семейных. Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальни-

ка такие же, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему.

Конфуций вошел в историю мировой культуры в первую очередь как великий моралист, так как моральные заповеди Конфуция действительно оказали огромное воздействие на Китай. Однако целью его отнюдь не было восстановление морального стандарта как такового, для него это бы-

ло лишь средством реализации более высокой и значимой цели – устано- вления справедливого социального строя. Основные принципы такого социального порядка сводились к тому, чтобы старшие всегда были навер- ху, а младшие снизу, т.е. старшие обладали неоспоримым правом распоря- жаться и руководить: «Пусть государь будет государем, подданый – под-даным, отец — отцом, сын — сыном», т.е. все должны твердо знать свое место и обязанности. А незыблемость такого строя должна гарантировать мудрая политическая администрация. У Конфуция нет четкой и подробной схемы управления, но он выдвинул и разработал ряд принципиально но-вых идей, ставших фундаментом всей дальнейшей китайской государст-венности. Именно Конфуцию принадлежит честь создания образца китай-ского бюрократа. Конфуций и сформированная им доктрина оказали ог-ромное влияние на Китай. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству китайское государство и общество смог-ли просуществовать свыше двух тысяч лет в почти не менявшемся виде.

Одновременно с учением Конфуция возникла философия даосизма. В центре учения Дао, противостоящего конфуцианству, — призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанности и долга и вернуться к жизни, близкой природе. Основателем даосизма считается Лао-цзы («Старый учитель»), в источниках нет достоверных сведений о нем. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао-пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения Вселенной.

Рубрики: | Дата публикации: 24.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии