Что такое истина?

Обычно истину определяют как соответствие зна-ния объекту.

Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интел-лектуального постижения либо сообщения о нем и ха-рактеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Т.о., истина существует как субъективная реаль-ность в ее информационном и ценностном аспектах.

Ценность знания определяется мерой его истинно-сти.

Истина есть свойство знания, а не объекта позна-ния.

Знание есть отражение и существует в виде чувст-венного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и про-шлого. А будущее — может ли оно быть предметом от-ражения? Можно ли оценить как истинную идею, вы-ступающую в виде замысла? Видимо, нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реали-зуемости, а не терм истинности или ложности.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроиз-водящей реальность такой, какая она есть сама по се-бе, вне и независимо от сознания. Истина есть адек-ватное отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с прогности-ческим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ дей-ствия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение — это содержание сознания, не соот-ветствующее реальности, но принимаемое за ис-тинное. Заблуждения тоже отражают, правда одно-сторонне, объективную действительность, имеют ре-альный источник.

В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых про-блем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют гносеологические, пси-хологические и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

Ложь — это искажение действительного состоя-ния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов. различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко соверша-ются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, сужде-ний, оценок. «До тех пор, пока человек стремится впе-ред, он блуждает», — говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ. науках в частно-сти в истории. Тут осложнены и доступность источни-ков и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизмен-ной истины — всего лишь призрак. Любой объект по-знания — неисчерпаем, он меняется, обладает множе-ством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограни-чена уровнем развития общества, науки… Научные знания поэтому носят относительный характер. Отно-сит знаний закл в их неполноте и вероятностном ха-рактере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное зна-ние о чем-либо.

К абсолютному в истине относятся достоверно ус-тановленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд.

Абсолютное в истине — это такое содержание зна-ния, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим к любой относит ис-тине: поскольку она объективна, то в кач момента со-держит нечто абсолютное.

И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращива-ние моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность — это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, вре-меи…, в кот они сфрмулированы. Суждение, верно от-раж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельст-вах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обоб-щеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истинности знания? Де-карт, Спиноза, Лейбниц – крит. истины ясность и от-четливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 сто-роны. Однако ясность и очевидность — субъект состоя-ния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как обще-знанчимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные — нет.

Сущ. и прагматический критерий истины:

истинные идеи — это те, которые хорошо работа-ют(полезные).

Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представле-ния о боге будут удовлетворять этим критериям — то они истинные.

Критерий истины заключен в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. дейст-вительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое положение является истин-ным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопос-тавляется со своим объектом, выявляя тем самым на-стоящую меру объективности, истинности своего со-дежания.

В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме — как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика — это опо-средованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ дей-ствий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” — так счита-лось много веков и практика подтверждала это. Прак-тика хранит молчание относительно того, что находит-ся за пределами ее исторически ограниченных воз-можностей. Однако она постояно развивается, совер-шенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии