ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1.1. ТРАНСПОРТНЫЕ аварии:

– аварии товарных и пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

– аварии (катастрофы) речных и морских грузовых или пассажирских судов;

– авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

– авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

– аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);

– аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;

– аварии на магистральных трубопроводах.

Аварии на ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блоки¬ровки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкнове¬ния, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредствен¬но в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактив¬ные вещества происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. 9 ч 30 мин 4 июня 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 ваго¬нов, 250 м железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Надо отметить, что начальник ГО – председатель горисполкома И.Скляров и штаб ГО во главе с его начальником В. Синицыным сработали оперативно и грамотно. Уже через 17 минут после взрыва по местному радио передали первую информацию о происшедшем. Население призывали сохранять спокойствие и по возможности оказывать помощь пострадавшим. Руководителям предприятий и служб ГО города были поставлены четкие задачи. Первыми в очаг прибыли бойцы противопожарной службы ГО, которые локализовали пожар и перекрыли газ на разрушенной магистрали. Основная тяжесть работ легла на медиков. Арзамасцы действовали самоотверженно, не покладая рук.

На следующий день в 11 ч 40 мин через станцию Арзамас проследовал первый поезд по восстановленному пути.

Ровно через год 3 июня в Башкортостане произошла страшная железно¬дорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встреч¬ных поезда. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели, остальные 26 были сильно повреждены и обгорели.

В поездах находились 1284 пассажира и 84 работника из поездных бригад. Свыше 780 человек погибло на месте катастрофы, остальные остались живы, но получили ожоги, травмы и нуждались в неотложной первой медицинской помощи. В течение 10 мин были оповещены руководители республики и члены комиссии по ЧС. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекались значительные силы ГО и ВС.

В ходе работ решались главные задачи – оказание пострадавшим первой медицинской помощи и отправка их в ближайшие медицинские учрежде¬ния. Место проведения работ было оцеплено и ограждено.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущес¬тво, государство несет огромные убытки.

1.2. ПОЖАРЫ, ВЗРЫВЫ, УГРОЗА ВЗРЫВОВ:

– пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

– пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

– пожары (взрывы) на транспорте;

– пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

– пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

– пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

– пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

– обнаружение неразорвавшихся боеприпасов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

1.3. Аварии С ВЫБРОСОМ (угрозой выброса) ХИМИЧЕСКИХ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ:

– аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

– аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ; образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

– аварии с химическими боеприпасами;

– утрата источников ХОВ.

1.4. Аварии С ВЫБРОСОМ (угрозой выброса) РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:

– аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

– аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

– аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;

– аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

– аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

– утрата радиоактивных источников.

1.5. Аварии С ВЫБРОСОМ (угрозой выброса) БИОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ:

– аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

– аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

– утрата БОВ.

1 .6. Внезапное ОБРУШЕНИЕ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ:

– обрушение элементов транспортных коммуникаций;

– обрушение производственных зданий и сооружений;

– обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

1 .7. Аварии НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ:

– аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

– аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

– выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

1.8. Аварии в КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ:

– аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

– аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

– аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

– аварии на коммунальных газопроводах.

1 .9. Аварии НА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЯХ:

– аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

– аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

1.10. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ АВАРИИ:

– прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

– прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка;

– прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Прогноз возможных ЧС техногенного характера на территории РФ

На основании исследований в текущем десятилетии можно ожидать:

Одной трансграничной катастрофы (периодичность возникновения 30-40 лет) с ущербом 10-100 млрд.руб.

1-2 федеральных (периодичность 10-15 лет) с ущербом 1-10 млрд.руб.

2-10 региональных (периодичность 1-5 лет) с ущербом 0,1-1 млрд.руб.

50-100 территориальных (периодичность 1-6 месяцев) с ущербом 10-100 млн.руб.

150-3000 местных (периодичность 1-30 дней) с ущербом 1-10 млн.руб.

Величины риска возникновения ЧС:

• по атомным реакторам 1х10-3 1\год;

• по ракетно-космическим системам 5х10-3 1\год;

• по турбогенераторам 3х10-3 1\год;

• по самолетам 5х10-3 1\год;

• по трубопроводам (1000 км) 0,5х10-2 1\год.

Причины:

– физическое старение и износ основных средств производства;

– снижение технологической дисциплины и квалификации персонала;

– несовершенство технологических процессов.

Техногенный риск по России в целом 0,9х10-5 на чел\год (по регионам 0,7х10-5- 1,88х10-5 на чел\год).

Рик от ДТП и бытовых отравлений – почти 4х10-3 чел\год.

Около 5 млн. человек (более 17% всех работающих) трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (содержание вредных веществ, шум, вибрация, микроклимат и др.).

Районы с наиболее высокой степенью техногенной опасности до 2010 года:

Саха-Якутия, Красноярский край, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Пермская, Свердловская, Читинская области, г.Москва.

Рубрики: | Дата публикации: 19.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?