Чехия в XI-XV вв.
Природные условия. Преобладают низкие и средневысотные горы; на равнины и низменности приходится 15 % территории. На западе находится Чешский массив, это — сложная система возвышенностей и котловин, его окаймляют хребты Судет, Рудных гор, Чешского леса, Шумавы. На востоке – Карпаты. Реки – горные, полноводные Дунай, Лаба с притоком Влтава, в горах минеральные источники – Карловы Вары, Марианске-Лазне. Почвы подзолистые, бурые. Леса – хвойные (Чехии), смешанные (Словакия). Климат умеренный, в январе — -2?-4?, в июле – от +21? до +8? в горах. Запасы – угля, руд – железа, свинца, золота, серебра.
В конце XI в. в чешских землях в основном сложились феодальные отношения. Стал формироваться класс зависимого крестьянства из дедичей (свободных) и подсоседков (бывшие рабы). Чешская деревня в эпоху классического средневековья развивалась под знаком внутренней и внешней колонизации и тех перемен в статусе крестьянства, что связаны с внедрением т.н. немецкого права.
Агротехника: плуг прочно вошел в быт второй половины XII-XIII вв., в XIV в. были в употреблении колесные и бесколесные орудия. Бесколесный плуг было принято считать за «половину плуга», использовалось и рало. Тяжелый плуг вошел в обиход на дворах феодалов и в зажиточных крестьянских хозяйствах. В Чехии со второй четверти XII в. вводится трехполье, но этот вопрос открытый, но существовали и двухполье, и перелог. Правильные севообороты отчетливо выступают в связи с переходом на немецкое право. С ним связан лановый порядок, когда пашни, прежде хаотично разбросанные вокруг села и засеваемые вперемешку различными культурами, сводились в массивы, подчиняясь принудительной ротации, и надельные крестьяне – чешские седлаки – получали в каждом из полей по полосе. В обязанностях некоторых деревень входил вывоз навоза на домениальные поля. Крестьянам Каржева дозволялось в виде вознаграждения за труд брать навоз из монастырской овчарни. Проса стали сеять меньше, но горох, чечевицу сеяли повсеместно. С XI-XII вв. возросли посевы овса. Эта культура составляла не менее 2/5 от всех посевов, 2/5 – рожь, 1/10 пшеница, ячмень – 1/25. Ячмень и пшеница сеялись на лучших почвах, и недалеко от городов. Они раньше других товаризировались. Торговля зерном в предгуситскую эпоху была обычным явлением. Зерно вывозили в Австрию, Саксонию Мейсен, Пруссию. Урожайность – сам-2, сам-3 или сам-4. Занимались садоводством, огородничеством, хмелеводством. Выращивали технические культуры – лен, коноплю.
В виноградарстве шире, чем в других отраслях с/х применялся наемный труд. Рабочих рук не хватало, и например, аббатиса Старобрненского монастыря стала переманивать работников с других винниц обещанием высокой платы. С середины XIV в. известны чешские рыбные садки – искусственные пруды, где разводили рыбу (карп, форель). Современные хронисты приписывали заслугу в этом деле первому пражскому архиепископу Арношту из Пардубиц или Карлу IV.
Шел процесс внутренней колонизации. Припахивались новые поля, отпочковывались выселки и хутора. Осваивалась Чешско-моравская территория, в XIII-XIV вв. – горное пограничье – Рудные горы, Шумаву, Чешский Лес и др. Необжитых мест становится меньше (Кркноши, расположенные северо-западнее области Рудных гор). В новые края уходили аскриптиции, сервы, свободные общинники, чьи владения оказались зажатыми среди вотчин. Духовные и светские феодалы поощряли переселенцев, которые получали статус «вольных гостей» (libri hospites). Т.е., колонизационное движение было обусловлено экспансией феодального землевладения. Епископства и монастыри приумножали свои богатства. За 1136-1314 гг. Гнезненское архиепископство приобрело 110 сел, в 1374 г. ему принадлежало 330 сел и 12 городов. Оломоуцскому епископству в XII в. принадлежало 82 деревень и 261 двор, а к 30 гг. XIII в. – 1000 деревень и свыше 600 дворов. Росло и светское феодальное землевладение за счет пожалований короны, которой были нужны сторонники (в 1306 г. – конец династии Пшемысловичей, борьба за престол и утверждение в Чехии Люксембургов (1310 г.) и другие причины, приводили к тому, что корона раздавала земли). Чешские и польские феодалы сажали на землю военнопленных, принимали иноземцев и специально приглашали их к себе. Поток эмигрантов шел из Нидерландов, Саксонии, Франконии, Баварии, Австрии, Бранденбурга. Землевладелец действовал через осадчих, с которыми заранее договаривался о правах и повинностях переселенцах. Эти условия фиксировала грамота, издававшаяся князем или королем. Отношения между сторонами при этом регулировались правовыми нормами, перенесенными из Германии. Отсюда принятое название «немецкое право». Но устный договор и обычай часто заменяли локационную грамоту при распространявшемся в конце XIII-XIV вв. переводе старых чешских и польских деревень на немецкое право. Немецкое право отражало перемены в западнославянской деревне, связанные с развитием продуктовой ренты и появлением денежной ренты. С переходом на немецкое право побеги и иные формы классового протеста не затухают. Но в целом положение деревни менялось к лучшему, во всяком случае, крестьяне прилагали максимум стараний, чтобы приобрести «новое», «лучшее» право и шли ради этого на значительные расходы. Право определялось и другими названиями «городское», «закупное» — поскольку во владениях Пшемысловичей было принято, что переводимый на него местный крестьянин или пришелец-колонист вносил землевладельцу определенную сумму – «закупные деньги». Поэтому в грамотах писали, что господин «продал» новое право. Также существует и «эмфитевтическое право». Правоведы XIII-XIV вв. порой рассматривали отношения крестьян к землевладельцу в категориях вассалитета. В локационных грамотах упоминается лен (о которого происходит название стандартного крестьянского надела и площади земли – лан), оммаж.
Но крестьяне были не более, чем пользователями принадлежащей феодалу земли, а оброки являлись не только платой за пользование чужой собственностью, но и знаком подданнической зависимости от землевладельца. Феодалы использовали право «мертвой руки» — посмертный побор (ст. 22 Эльблонгской книги гласит: «Если умрет кметь, не имея сына, то господин берет его имущество»), получали плату за допуск и т.д. В нескольких архиепископских селах недалеко от Праги право мертвой руки было отменено в 1386 г. В первые годы XV в. его отменили во всех имениях архиепископа, за что с крестьян был взыскан выкуп. Тем не менее «право мертвой руки» существовало вплоть до гуситских войн во многих имениях. Хотя законодательство не давало четкого ответа на вопрос, отчуждался ли крестьянский надел, крестьянин-эмфитевт мог продать свое держание с тем, чтобы все повинности перешли на покупателя. Обычай и право признавали за крестьянином возможность уйти из деревни. Чешские акты включают условия, согласно которым селянин обязан получить разрешение своего господина и не иметь недоимок. Представленный в 1355 г. сейма проект законника Карла IV унифицировал требования к уходящему: выход разрешен после дня св. Мартина при условии выплаты либо перевода на оставляемого вместо себя крестьянина всех оброков и податей. Разрешение землевладельца было нужно, но за него не следовало платить, и господин был не вправе удержать своих подданных (Majestas Carolina. с.855 (?). Сейм не принял свод законов Карла IV в целом, отдельные части его были утверждены, и среди них – вышеизложенная с. 74 «О выходе людском». Но платежи сохранены.
Во главе деревни стоял наследственный староста – в Чехии – рижстарж, в Польше – солтыс, войт. Свои судебные функции он исполнял при участии выборных лавников. Происходит унификация названия феодально-зависимых крестьян, которых отныне стали именовать седлаки (и бывших свободных и бывших аскриптиций). Но существовали и дедичи – мелкие аллодисты и наследственные держатели. Появляется межсословная прослойка – старосты из крестьян и из мелких феодалов. Старосту от сельчан отделяло многое, — его земля свободна от чиншей, надел больше, положена 1/3 взимаемых в пользу феодала судебных штрафов и т.д., обязан военной службой. Было малоземельное крестьянство – подсоседки, имевшие зачастую только дом с огородом. Записанные в локационных грамотах отработки были минимальны: извоз, починка мостов и т.п., зачастую полевую барщину не включали.
Повинности крестьян – чинш (2 раза в год – ко дню св. Георгия (23 апреля) и св. Галла (16 октября)), налоги в пользу государства – наиболее тяжелой была «общая берна» (berna generalis), которая распространялась на всю землю, населенную крестьянами, крестьяне монастырских имений кроме этого налога должны были платить особый королевский налог (berna regalis), которым король обложил города и монастыри, подчиненные королевской палате (camera regis). Крестьяне держали земли на основе чешского права или немецкого права (эмфитевтического). По чешскому праву крестьяне были держателями земли по воле господина. Плата за землю взималась натурой, часто в форме барщины. По немецкому праву натуральная рента была заменена денежной, а земля отдана крестьянину в наследственное пользование с наследованием по прямой линии (дочери и сыновья). В Чехии в XIII в. платили по 2 фертона (1 фертон = 16 грошам) с лана, к концу XIII в. 3 фертона и гривну (64 гроша). Денежная рента была распространена, но к концу XIV в. чаще стали упоминаться отработки. В центре Чехии, в Пражском округе, где развитие внутренней и внешней торговли обеспечивал землевладельцу возможность широкого сбыта с/х продукции феодалы, прежде всего, монастыри, сделали упор на развертывание домениального хозяйства. Барщина появилась в тех деревнях, где ее в XIII в. не было вовсе, и помещики предпочитали урочную систему поденной. Расширился перечень барщинных работ. Во владении Бржевновского монастыря барщина составляла 3 дня в неделю. На юге, в селах того же монастыря, отработки были меньше. В 3-х селениях их 8-ми они сводились к нерегулярной починке дорог. Барщина была заменена деньгами. В светском землевладении Южной Чехии барщина тоже не играла большой роли. В имениях Рожмбергов крестьяне или не знали ее, или могли выкупать. Прочие области Чешского королевства занимали промежуточное положение между Пражским районом и Югом.
В XIV-XV вв. Чехия была одной из наиболее развитых стран Европы.
Процветали горные промыслы, в рудниках добывали серебро и прочие металлы. Рудники были в Моравии (Ийглава), Чехии (Кутная Гора, Стршибро) и пр. Крконоши славились своими стеклянными изделиями. Города по своим размерам были невелики. Прага (30-35.000), (здесь находился и двор императора), Брно (8000), Градец Кралёвый, Пльзень (5000), Хрудим, Ийглава и др. Население чешских городов было резко дифференцировано. Три группы городского населения выделяют – патрициат, бюргеры, беднота. Патрициат опирался на торговлю, главным образом транзитную. Патрициат был посредником в торговле западных купцов с Востоком и восточных с Западом. В начале XV в. в округах Праги и Кутной Горы было 115 крепостных деревень, принадлежащих пражским патрициям. Города добились от короля привилегии – иметь самоуправление, коншелов и бургомистра. Коншелы выбирались из патрициев. («Косман, бюргер Нового Места Пражского… при помощи подкупа стремился стать коншелом и давал 2 бочки масла, чтобы его сделали коншелом». Обман открылся, Косман попал в тюрьму, за взятку освободился).
Особенностью чешских городов было засилье немцев, которые проникали на территорию Чехии и оседали в городах. Так, в 1374 г. в число мещан Праги было принято 520: немцев – 324, чехов – 110; в 1384-1393 гг. было принято 242, из них – 156 немцы. Немцы занимали и городские магистратуры. Сословие феодалов отличалось сложной структурой – светские феодалы делились на крупных магнатов (панов) и мелких рыцарей (земанов, или владык), обе группы – шляхта; были и духовные феодалы.
Со второй половины XI в. Чехия распалась на несколько земель (крайн), во главе которых стояли князья из рода Пшемысловичей. Князья вели междоусобную борьбу за верховную власть и владения. Это было на руку германским императорам, которые еще в первой половине X в. поставили Чехию в вассальную зависимость и вмешивались в происходящие в ней смуты. Чешский князь как вассал германского короля был обязан участвовать в его римских походах, выставляя отряд в 300 вооруженных всадников или взамен уплачивать 800 гривен серебра. Но СРИГН не смогла полностью подчинить Чешское государство. Так, когда в 1126 г. император Лотарь III вторгся в Чехию, он потерпел поражение и попал в плен к чешскому князю, и был вынужден искать союза с чешскими князьями, идя им на уступки. В 1086 г. император Генрих IV пожаловал чешскому князю Вратиславу II (1062-1092) королевский титул пожизненно. С середины XII в. титул стал наследственным. Затем чешский король стал одним из 7 курфюрстов. Феодальная раздробленность не достигла в Чехии таких размеров, как в некоторых странах, и длилась недолго. Это было связано с тем, что чешские феодалы должны были объединить свои силы для борьбы с внешней агрессией. Объединению Чехии способствовал и высокий уровень развития ее экономики. В начале XIII в. королевская власть усилилась и подчинила себе всю территорию страны. Король Пшемысл Оттокар (Отакар) I (1197-1230) подавил сопротивление светской знати и получил поддержку духовенства, предоставив привилегии. В 1212 г. Пшемысл Оттокар I добился от Фридриха I Гогенштауфена признания независимости Чехии. В 1240-1241 гг. Чехия вслед за Венгрией и Польшей давала отпор монголо-татарам, вторгшимся в Центральную Европу. Моравские города Оломоуц и Брно выдержали осаду, а в июне 1241 г. монголо-татары ушли от Оломоуца.
Наибольшего усиления Чешское государство достигло при Пшемысле II Оттокаре (1253-1278) и Вацлаве II (1278-1305). Пшемысл Оттокар II проводил редукцию коронных земель, попавших в руки феодалов. Провел реформы, укрепившие гос. аппарат и военные силы страны. При нем строились крепости и города, принимались меры для развития торговли, делались попытки ввести единую систему мер и весов. Пшемысл Оттокар II вернул Хебскую землю (у Гогенштауфенов), присоединил Австрию, славянские земли к югу от Дуная – Штирию, Каринтию, Крайну, сражался с венгерским королем Белой IV, которому помогал галицко-волынский князь Даниил Романович. Вместе с Белой он совершил поход на Чехию в 1253 г., но после перешел на сторону Чехии. Но в Чехии против Пшемысла Оттокара II восстали местные феодалы во главе с магнатами Витковичами. В 1278 г. войска чешского короля были разбиты в сражении в Моравии у Сухих Крут (Мархово поле), где погиб сам король. После этого император Рудольф Габсбург захватил Штирию, Каринтию, Крайну, Моравию. В 1306 г. пресеклась династия Пшемысловичей. Началась длительная борьба за престол, и в 1310 г. чешские паны избрали королем Яна Люксембурга, женатого на Пшемысловне. Новый король предоставил знати ряд привилегий, прежде всего, признал за сеймом, состоявшего из панов, высшего духовенства и шляхты, право законодательства и налогообложения. Во время его правления Чехией управляли наместники короля, а сам он участвовал в разных международных авантюрах. После его гибели в сражение при Кресси (1346 г.) королем Чехии был избран его сын Карл I (1346-1378), который стал и германским императором Карлом IV. «Для Германии – отчим, для Чехии – отец», как сказал о нем Максимилиан I. Карл IV в 1348 г. на сейме в Праге обнародовал грамоты, где закреплялись наследственность чешского престола, а Моравия, Силезия, Лужицы – лены чешской короны. В 1373 г. Карл IV присоединил к землям чешской короны и земли Верхнего Пфальца, Тюрингии, Саксонии и Бранденбург (за деньги). По «Золотой Булле» 1356 г. чешский король становился первым из 7 курфюрстов, которым предоставлялось право избирать германских императоров. В 1355 г. Карл предложил сейму уложение, которое не только защищало интересы феодалов, но и усиливало королевскую власть, вводя одинаковые для всего государства нормы феодального права. Паны – против. Карл IV учредил Пражское архиепископство, освободив Чехию от церковной зависимости по отношению к германскому духовенству. Но он же и содействовал укреплению в Чехии позиций католического духовенства. В 1348 г. основал в Праге университет, первый в Центральной Европе, где было 4 факультета, 4 нации – чешская, баварская, польская, саксонская. После смерти Карла IV Чехия с Силезией и Верхними Лужицами достались его сыну Вацлаву (Венцеслав) IV (1378-1419), который до 1400 г. был и германским императором. Другой сын Карла – Сигизмунд, получивший Бранденбург, в 1386 г. стал венгерским королем, а в 1411 г. стал германским императором (коронован в 1434 г., умер в 1437 г. в Цнайме). Именно при них в Чехии и начинаются гуситские войны.
Гуситские войны. Самым крупным феодалом в предгуситский период была церковь. Она имела 1/3 всей обрабатываемой земли, остальной 2/3 – владели король, феодалы, города. У церкви земельные владения были на основе права «мертвой руки» — не дробилась, так же как и целибат делал невозможным передачу имущества церкви и монастырей по наследству. Но браки священников в Чехии в XIV в. были не редкостью. Об этом свидетельствует особый налог – (cunabunales) – налог с колыбели, который священники платили епископу за каждого родившегося у них ребенка. Церковные власти боролись за соблюдения целибата (безуспешно). В Южной Чехии владения златокорунского монастыря (на левом берегу р. Влтавы) представляла собой единый комплекс – 160 деревень, усадеб, местечек и городов. Эта концентрация земель в руках церкви создавали условия для ведения новых форм земледельческого хозяйства. Эти формы сначала стали внедряться в земледелии, потом в животноводстве. С XIV в. в монастырском хозяйстве стали заниматься закладкой искусственных прудов для разведения рыб. Этим занимались в Бржевском монастыре, например. В панстве Ржечицском, принадлежавшем пражскому архиепископству, за полгода было собрано с крестьян меньше податей, чем было получено за рыбу из двух прудов в Киях (окрестности Праги). Всех гуситов объединяла общая ненависть к церкви из-за ее богатств. Гонорий Отенский утверждал, что «Самый ничтожный священник стоит больше короля. Король и народ – подданные духовенства. Подобно тому, как свет солнца несравненно ярче света месяца, так и духовенство сияет сильней, чем миряне». Эта позиция церкви также вызывала возмущение гуситов. Через своих легатов папа впервые вмешался во внутренние дела Чехии в XII в., а с XIII в. это вмешательство все усиливалось. Деньги из Чехии шли – за назначение епископов (с 1326 г. до гуситского движения епископов назначали по воле римской курии), выборы аббатов, за что епископы и аббаты должны были вносить в римскую курию «сервиции» — (с пражского епископства – 2800 золотых, с епископства Оломоуцского – 3500, с Литомышльского – 800), а также аннаты, которые равнялись ? годового дохода от бенефиция, (появилась практика, по которой кандидаты на вакантное место обращались в Риме, а папа за особую плату (провизия), обеспечивал бенефиции. Претендентов было много, появилось очередь (резервации – expectativae), десятина, индульгенции, от которых доходы шли в Рим (причем, предпочитали получать в золоте). Сборами платежей ведали коллекторы, которые действовали через казначеев и сборщиков, причем неплательщиков было можно поставить вне закона. (Поговорка – «Пастырь римский, наш святой отец, наголо стрижет своих овец». («Curia Romana non pascit ovem sine lana»). Но, тем не менее, в обществе положение священников пользовалось уважением. В XIV в. была поговорка: «Учись и будешь священником». Позже Ян Гус говорил: «Я признаю свое дурное намерение, когда я был студентом, я хотел скорее стать священником, чтобы иметь хорошие питье и одежду, и чтобы люди меня почитали. Но я осознал, когда постиг священное писание, что это дурное желание».
К концу XIV-началу XV вв. в стране складывается оппозиция католической церкви и немецкому засилью. Социальная база оппозиция была широкой – от крестьян до дворян. У каждого сословия свои претензии – у крестьян – антифеодальные, у горожан – против немцев, сеньоров, за имущественное и социальное равенство, у феодалов – секуляризация. Цель – провести реформацию и создать национальную чешскую церковь. Идеологом этого движения стал Ян Гус (1369/1371 -1415). Родом из крестьянской семьи из села Гусинец (юг Чехии), учился в Пражском университете. Затем – декан факультета свободных искусств, в 1409 г. – ректор университета, духовник королевы Софии, жены Вацлава. Выступал против засилья немцев. В Пражском университете преобладали немцы, которые оказывали поддержку врагам короля Вацлава. Вацлав, покровительствующий чехам в университете, в январе 1409 г. издал Кутногорский декрет, по которому чешские магистры получили в университетском совете и других органах 3 голоса против 1 у немцев. Гус проповедовал идеи патриотизма (был проповедником Вифлеемской часовни (в 1391 г. в Праге был основана Вифлеемская часовня, где богослужение проводилось на чешском языке) и выступал против пороков католических прелатов, попов и монахов. Проверка показала, что 16 из 39 приходских священников в Праге погрязли в разврате. В начале XV в. писали: «Священники, стоящие во главе приходских храмов, открыто содержат наложниц и вообще ведут себя настолько невоздержно и неблагопристойно, что производят этим великий соблазн среди паствы». Гус обличал мздоимство, симонию, лицемерие, но пока не порывал с церковью, а потом стал требовать реформы католической церкви, опираясь на идеи Джона Виклифа, Матвея из Янова. Положения Яна Гуса – ликвидация церковного землевладения, уничтожение пышности католических обрядов, отмена католической иерархии, подчинение духовенства светских властям, свобода проповеди (свобода критики злоупотреблений церкви). Жалобы пражского духовенства на Гуса в 1408 г. заключались в том, что его обвиняли в том, что «он …вызывает ненависть всего народа против духовных лиц». В 1409 г. нападки на Гуса участились, особенно в этом преуспел Михаил из Козьего Брода, казнокрад и папский легат в Чехии. От Гуса отошли его сторонники – Штефан Палеч, Станислав из Знойма и др. Гус требовал отнять земельные владения у церкви: «Отними кость у собак – они перестанут грызться, отними имущество у церкви – не найдешь для нее попа» и против папы: «Поистине, братья, настало наше время войны и меча». В 1409 г. было 3 папы – Бенедикт XIII (Авиньон), Григорий XII (Рим), Иоанн XXIII. Гус утверждал, что мирянам следует разрешить судить дела духовенства, что светские власти вправе отнять имущество у церкви, выступал против продажи индульгенций и требовал ее прекращения. Гус – перевел библию на чешский язык. Гус – идеолог бюргерской реформации. Были и другие проповедники в Праге, например, Николай и Петр из Дрездена, они были более радикальны в своих проповедях – каждый, даже женщина, может проповедовать слово божье, для исправления образа жизни монахов предлагали удалить монастыри из городов и заставить монахов работать на земле, требовали причащения вином для мирян.
В 1414 г. в ноябре был созван собор в Констанце, где присутствовало 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, свыше 150 епископов, свыше 100 аббатов и около 300 университетских магистров, представители светских властей. Собор должен решить 3 задачи: «дело веры» — защита католического учения от ересей; «дело единства» — восстановление единства католической церкви и прекращения раскола; «дела реформ» — вопрос о преобразования церкви, который перерос в «дело Гуса». На собор Гус поехал, имея на руках охранную грамоту императора Сигизмунда, снятое отлучение папы, но в конце ноябре Гус был арестован и брошен в тюрьму (сидели вместе с папой Иоанном XXII, которого низложили, а за то, что папа не согласился с низложением, и стал собирать отряды, был схвачен и посажен в тот же замок, что и Гус), казнен.
Сожжение Гуса и Иеронима Пражского вызвало в Чехии возмущение во всех слоях общества. Стихийно стало распространяться причастие мирян из чаши, изгоняли католических священников и заменяли их сторонниками Гуса. Группа чешских феодалов составила специальное послание к собору, в котором отвергли обвинения в ереси Гуса, подчеркивали, что казнь Гуса является оскорблением, нанесенным все чехам. (К грамоте 452 феодала привесили свои печати, среди 58 панов). Через несколько дней большинство подписавших протест феодалов заключили между собой союз: члены союза обязывались не препятствовать на территории своих владений свободной проповеди «слова божьего»; во всех спорных церковных вопросах они будут следовать решениям Пражского университета и стали захватывать земли церкви и монастырские земли. Паны-католики тоже заключили союз. Гуситы – сторонники Гуса – начали борьбу за церковную реформу и национальную независимость. Против них выступили ортодоксальные католики, которых возглавил архиепископ Пражский, наложивший интердикт на Прагу (ноябрь 1415 г.).
В 1415-1419 гг. начинается стихийно массовое крестьянское движение, в это время центром выступлений становится юг Чехии – Прахенский, Бехинский, Будеёвицкий края и города – Писек, Клатовь, Жатец, Пльзень, Лоунь, Сезимово Усти, будущие центры гуситов. Именно здесь проходил сбор гуситских проповедников. Крестьянское движение приняло форму «хождений на горы», крестьяне шли на горы и там проводили проповеди, богослужения, причастие шло по гуситскому обряду. Здесь складывалось ядро будущих крестьянских отрядов. Участники называли себя братьями и сестрами, делились едой, одеждой. Проповедники требовали отмены всех феодальных повинностей, уничтожения сословных привилегий и равенства людей, в том числе мужчин и женщин, уничтожения феодального государства и королевской власти. Излюбленными местами сборов были горы – Фавор и Хорив (Табор и Ореб). Табор – недалеко от Сезимово Усти, Ореб – в Восточной Чехии (недалеко от Кралёвого Градца), Крестовая Гора (недалеко от Праги). Участники этих собраний отказывались платить чинши, нести повинности.
К этому времени король Вацлав перешел от поддержки гуситского движения к его преследованию. В 1419 г. было приказано восстановить католическое богослужение по всей Чехии. Это вызвало очередную волну хождений в горы и демонстрацию в Праге. 22.07.1419 г. на Таборе оказалось 42. 000 гуситов, это было началом крестьянской войны в Чехии. Среди крестьян был и земаны (мелкие феодалы) – например, Микулаш из Гуси. Проповедники говорили, что центрами гуситского движения должны быть 5 городов – Пльзень, Жатец, Лоуни, Клатови, Слани, Писек.
30.07.1419 г. плебс Праги вышел на улицы во главе с проповедником Яном Желивским (священник ц. Марии Снежной в Новом Пражском городе). Настаивали на свержении Вацлава. Во время прохождения этой процессии из ратуши брошенный кем-то камень выбил дароносицу из рук Желивского. Народ выбросил из ратуши 8 коншелов на копья, это была т.н. пражская дефенестрация. Начало вооруженного восстания в Праге. Восставшие стали уничтожать католические монастыри и иконы, облачения, утварь. Появились народные предводители – Желивский и Ян Жижка из Троцнова. Желивский проповедовал – власть и богатство принадлежит феодалам до той поры, пока они не нарушают «слово божие», в противном случае народ имеет право на восстание; крестьяне – основа общества, «ноги, которые держат все тело»; король, паны, попы и монахи – паразиты, отнимающие трудовой хлеб у крестьян. «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест».
В середине августа 1419 г. умер Вацлав, чешская корона должна была перейти к его брату Сигизмунду, королю Венгрии и императору, гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, был назначен правительственный совет во главе с вдовой Вацлава – Софией, реальная власть была в руках совета во главе с феодалом Ченеком из Вартенберка.
К осени 1419 г. положение в Чехии стало сложным и напряженным. Моравские паны отделились от Чехии, Сигизмунд был признан в Брно, Знойме, Оломоуце, Ийглаве, и в Силезии. Сюда были введены его наемные войска. Пан Ченек для приведения в порядок чешских дел решил созвать сейм, который подтвердил свободу проповеди, постановил раздавать причастие под двумя видами, запретил называть Гуса и Иеронима Пражского еретиками, производить суд на чешском языке, не допускать иностранцев к занятию гос. должностей. На условии подтверждения этих решений сейм соглашался подчиниться Сигизмунду и признать его королем Чехии. Император не хотел идти на компромисс и тянул переговоры. Народ собирал силы. 29.09.1419 г. на Крестовой Горе состоялось очередное собрание восставших. Вацлав Коранда призвал к вооруженной борьбе. «Вместо паломнического посоха ныне пристало взять руки меч». Участники пошли к Праге, где соединились с плебсом. 10.11.1419 г. состоялось новое собрание в Праге. Бюргеры заключили соглашение с регентом. Начальник королевских войск пан Петр из Штернберка попытался задержать крестьян у Живогощи, но неудачно. 25.10.1419 г. плебс пытался захватить Вышеградский замок. К городу подошел отряд Микулаша из Гуси, после боя с 4 на 5.11.1419 г. Малая Страна перешла в руки плебса. 6.11.1419 г. подошли отряды Хвала из Маховиц. 13.11.1419 г. было заключено перемирие. Бюргеры соглашались впустить королевские войска в занятый к тому времени Вышеградский замок, перестать разрушать католические церкви, выпустить из города королеву. Королева и паны обещали защищать свободу «закона божьего» и сохранить причастие под двумя видами.
В декабре 1419 г. Сигизмунд перешел в наступление, созвал чешский сейм в Брно, куда прибыли наместники королевских замков, паны, епископы, королева София, немецкий патрициат, чешское бюргерство, которые присягнули на верность Сигизмунду. Сигизмунд сказал, что вопрос о чаше будет решен впоследствии, а пока приказал разрушить укрепления Праги, и стал назначать на все должности в Чехии католиков. До этого Брженек из Швигова, Ян Жижка оставили Прагу. Они пошли к Пльзню, хотели создать в Южной Чехии оплот гуситов. Политическое руководство принадлежало Коранде, появились новые лидеры гуситов – Прокоп. Брженек стал атаманом. Шли схватки со сторонниками Сигизмунда, которыми командовал пан Богуслав из Швамберка. Он окружил отряд гуситов, но Жижка спас отряд, защитив войска укреплением из возов (вагенбург). Второй раз возы были применены в сражении против немецкого патрициата у Кутной Горы в марте-апреле 1420 г. По стране начались репрессии против гуситов.
По всей стране идут военные действия гуситов с правительственными силами. Центром движения гуситов стал Табор. Гуситы выбрали 4 гетманов, которым принадлежала военная и административная власть. – Микулаш из Гуси, Ян Жижка, Збынек из Буховец, Хвал из Маховиц.
Оформились и положения таборитов – мир, построенный на эксплуатации не вечен, скоро должно наступить 1000-летнее царство справедливости, личной собственности не будет, королем должен быть бог, а земное правление должно быть передано народу; налоги не платить, отвергали католическую обрядность, церковную организацию, источник веры – библия; отвергали почитание святых и заупокойные молитвы, существование чистилища, не признавали мощей, посты – изобретение антихриста, признавали только причастие, причем каждый мирянин может причащать верующих, Сложился и образ жизни таборитов – все общее, деньги в бочке (кадь), табориты были разделены на 2 половины – одна в боевой готовности, другая – занимается производственной деятельностью. Гетманы выбирались пожизненно на общем собрании. Общины составляли братство. Потом избрали епископа.
Радикальные табориты – пикарты (хилиасты) хилиазм (1000-летнее царство Христа перед концом света). Идеолог – Ян Пршибрам – 1. «Хлеб, который Христос взял, благословил, преломил и роздал ученикам на тайной вечере, не было телом христовым, равно как и в чаше не кровь его. Когда Христос сказал: «Сие есть тело мое, он показал действительно на свое настоящее тело, а не на хлеб».2. Тело Христово и кровь его даются верующим в любой пище и в любом напитке. 3. Всем верующим, а не только священникам, дана власть благословлять тело и кровь господне. 4. Надо отказаться от мессы, облаток, книг и других обрядов. 5. Освященную гостию не следует чтить поклонами.6. Дети нынешних святых были зачаты без смертного греха. Пикарты отрицали, что во время причастия верующие принимают тело и кровь христову. Они считали, что этот обряд имеет чисто символическое значение и в нем участвуют лишь хлеб и вино. Были и такие, которые отрицали божественность Христа и выступали против троичности божества. Этих взглядов придерживался Мартин Гуска, который как еретик был сожжен таборитами в 1421 г.
Правое крыло таборитов – (социальная опора – бюргерство, мелкие шляхтичи и даже часть панов) – чашники (каликстины, подобои, утраквисты (sub utraque – под обоими), программа чашников была сформулирована магистрами Пражского университетами, т.н. 4 пражские статьи – свобода проповеди слова божьего; причащение из чаши; отвергали светскую власть духовенства; требы осуществляются бесплатно; все стеснения проповеди должны быть наказаны, т.е. богослужение должно совершаться на чешском языке. Положения чашников были приемлемы для таборитов, но последние вкладывали более радикальный смысл в эти положения.
В 1420 г. был объявлен первый крестовый поход против гуситов. В апреле 1420 г. отряды Сигизмунда вступили на территорию Чехию. Опора – Градец Кралёвый. Император занял Кутную Гору и направился к Праге. На юге Чехии действовали отряды пана Ольдржиха из Рожмберка против гуситов, но Микулашу из Гуси удалось их разбить. 20 мая табориты вступили в Прагу.
Между крестьянами и бюргерами начались трения. В конце июня 1420 г. военные действия ведутся вокруг Праги. В городе был создан чрезвычайный орган – совет 12 гетманов, в городской цитадели и в Вышеградском замке засели сторонники Сигизмунда. В Праге находятся Жижка, Коранда, Мартин Гуска, но штурм Пражского замка и осада Вышеграда были неудачны для гуситов. В городе единства не было, часть богатых бюргеров настаивала на переговорах с императором, но после того, когда они поняли, что император не склонен идти на компромисс с ними, тоже стали склоняться к решительной борьбе с ним. В начале июля Сигизмунд решил занять Виткову гору, но табориты соорудили временные укрепления. К императору подошли отряды немецких князей – австрийского, баварского герцогов, мейсенского маркграфа. 14 июля состоялся штурм Праги, сражение у Витковой горы было выиграно Жижкой. 30 июля осада Праги была снята, а Сигизмунд уехал в Кутную гору.
В августе 1420 г. начались расхождения в лагере гуситов. 4.08. табориты предложили пражским бюргерам принять 12 пунктов, провести демократизацию городского управления Праги по образцу Табора, соблюдать 4 пражские статьи. Община Старого Места присоединилась, но богатые бюргеры Старого Места не спешили согласиться с этими условиями. Табориты и плебс разрушили Здерацкий монастырь в Новом Месте, св. Климента в Старом. Ян Желивский совершил переворот в городском управлении, бургомистр и часть коншелов были лишены власти, их заставили выдать городскую печать и знамя. Восставшие стали чеканить свою монету, организовали производство оружия. Против гуситов на юге Чехии действует пан Рожмберк, в руки которого попал Коранда, сидел в Пршибеницком замке, потом освободился. Гетману Збынеку из Буховиц удалось взять приступом замок и захватить сокровищницу Рожмберков. Сигизмунд еще раз попытался освободить Вышеградский замок, но не удачно, и снова удалился в Кутную Гору. Пан Ольдржих Рожмберк заключил на 3 месяца перемирие с таборитами.
Пражские бюргеры ввели цензуру проповеди и предложили корону польскому королю Владиславу. Табориты были возмущены предательством бюргеров. 10.12. 1420 г. было решено собрать таборитов и чашников для обсуждения некоторых положений таборитов. Утром предводители таборитов были приглашены на обед в ратушу. (Ян Жижка пошел, а Микулаш из Гуси нет. Вечером лошадь Микулаша понесла, он упал и сломал ногу, получил ушибы и 24.12.1420 г. умер в Праге). Табориты и чашники обсуждали 76 пунктов, которые, по мнению пражских магистров, были признаны вредными у таборитов. Отвечали – Ян Рогач, Хвал, Мартин Гуска, но единства не было. Было отправлено посольство в Польшу за королем, а табориты удалились в Табор. Здесь место Микулаша из Гуси занял Ян Рогач, а Жижка стал первым гетманом.
В январе 1421 г. военные действия возобновились, начался второй крестовый поход против таборитов. Гуситы успешно действовали в Западной, Центральной, Восточной Чехии. В их руках оказались – Хотешовский, Кладорубский монастыри, Швамберк, осаждали Пльзень, затем захватили Хомутов, Лоуни, Слани, в марте – снова оказались в Праге, в апреле – Чески Брод, Коуржим, Нимбурк, Часлов, и др. Моравские крестьяне стали создавать свои центры по образцу Табора, в с. Недакунице (г. Градище) появился Новый Табор. На фоне военных успехов усилились разногласия между таборитов. Осенью таборитское командование стало взимать с присоединившихся к таборитскому союзу сел и городов обычный святогалльский чинш.
В конце февраля 1421 г. Микулаш из Пеньгршимова (?) и магистр Игнат (?) обратились к пражским магистрам с письмом, где указывалось, что Мартин Локсис и 400 других пикартов не хотят «чтить святого алтаря», и просили помощи в борьбе против пикартов. Пикарты ушли в Пршибенице, и вскоре пикарты были осаждены, взяты в плен, около 40, остальные погибли в бою, но от идей своих не отреклись, а посему были сожжены в Клокотах. В августе 1421 г.был сожжен в Руднице и Мартин Гуска., отказавшись от предсмертной исповеди и молитвы. Остатки пикартов укрепились в Южной Чехии, но осенью 1421 г. были разбиты в Вановских (?) лесах. Разгром пикартов привел к сужению социальной базы таборитов и к сближению таборитов и чашников.
Поэтому на сейме в Часлове были согласованы некоторые вопросы. Здесь были представители Сигизмунда, пражский архиепископ Конрад, многие католические паны. Сейм заседал весь июнь 1421 г., было принято – 4 пражские статьи распространяются на всю территорию Чехии, низложение провозглашено Сигизмунда, но до избрания нового короля было создано временное правительство из 20 «земских владаржей» (5 от панов, 5 от шляхты, 4 от Праги, 2 от Табора, 4 от всех остальных городов). В число владаржей попал и Ченек из Вартенберка, Гинек Крушина из Лихтенбурка, Ольдржих из Рожмберка, и др., Жижка и Збынек из Буховиц. В помощь владаржам были назначены 2 духовных лица. Советниками стали Ян Желивский и Ян Пржибрам. Сейм постановил разработать проект нового церковного устройства и начать переговоры с польским и литовским королем. Витовт согласился стать чешским королем. Желивский против вообще всех королей. 30 июня народ низверг коншелов, Старое и Новое Места соединились в единое административное целое. В середине июня был ранен в сражении при Раби Жижка, после чего ослеп. Появился Сигизмунд, дал сражение у Кутной Горы, которое проиграл и бежал до Ийглавы. Пипо Спана до Озора пытался задержать таборитов при переправе через Сараву, но потерпел поражение. В руки гуситов попал обоз. Табориты отступили к Немецкому Броду. 10.01.1422 г. табориты вернулись в Прагу. Бюргеры решили, что раз внешняя опасность отражена, надо отстранять таборитов от власти. Ян Желивский был убит, вызван в Ратушу и обезглавлен. На юге Чехии военные действия против таборитов ведет Рожмберк.
Осенью 1422 г. начался третий крестовый поход. Витовт вместо себя отправил в Чехию племянника Сигизмунда Корибутовича, который был признан наместником и въехал в Прагу. Войска пражан, не согласные с таким решением польского короля, осаждали Карлштейн. В 1423 г. крестоносцы оказались в Тахове. Угроза третьего крестового похода сплотила гуситов на время, но после Сигизмунд Корибутович завязал отношения с Фридрихом Бранденбургским, и начал расправу со сторонниками Желивского в Праге. Богуслав Швамберк и Ян Гвезда подошли к Праге. На требования таборитов созвать общую сходку коншелы ответили отказом. В городе завязались уличные бои, и табориты ушли из города. Весной 1423 г. Жижка действует в Восточной Чехии, в Малом Таборе. С уходом Жижки предводителями стали Микулаш из Пеньгржимова и Вацлав Коранда, Швамберк и Гвезад. Жижка находится в Малом Таборе (центр – Градец Кралёвый). Ченек из Вартенберка, хотя и признавал чашу, перешел на сторону Сигизмунда, и начал военные действия против Жижки. Жижка в сражении у Горжице одержал победу над Ченеком, взял крепость Козоеды. В это время Жижка составил военный устав гуситов, существовал и устав таборитов. В уставе Жижки было записано — соблюдать верность 4 пражским статьям, необходимость неукоснительного выполнения распоряжений начальства и соблюдения дисциплины. Были выработаны правила поведения на марше, на отдыхе, в бою, за нарушение воинского долга следовала смертная казнь. Военную добычу делили пополам, ссоры между воинами, мародерство, пьянство, разврат, азартные игры – считались преступлением. В 1423 г. пражские бюргеры начали военные действия против таборитов, осадив крепость Кржиженек, но действовали они безуспешно. К весне 1423 г. Витовт и Владислав отказались от помощи Чехии, Сигизмунд Корибутович уехал. Европейская коалиция стала собираться на новый крестовый поход, мероприятие не было осуществлено. Осенью 1423 г. Жижка ведет военные действия против чашников, заняв Градец Кралёвый (принадлежавший пану-чашнику Дивину Бореку), Яромерж, Двур, Часлав. 4.08.1423 г. сражение у Страгова, где гуситы сражаются друг с другом. Табориты победили, воспользовавшись этим, паны-подобои 16.10. созвали в Праге сейм, речь шла об организации нового временного правительства вместо Сигизмунда Корибутовича, в него вошли 6 панов-католиков и 6 панов-чашников, провели диспут по вопросам вероисповедания и против Жижки, военные действия между чашниками и католиками прекращались на год. Была организована попытка убить Жижку, но ее раскрыли. 7.06.1424 г. состоялось сражение под Маленовым, победил Жижка, и пошел к Кутной Горе, где установил власть оребитов и таборитов. И отправился на Моравию, осадил крепость Пршибислав. 11.10.1424 г. здесь от чумы умер Жижка. Таборитами стал командовать Гвезда, пражанами Сигизмунд Корибутович. Гуситы вскоре повернули в Чехию, полевые армии оребитов после смерти Жижки стали называть себя «сиротами», ими командовал Микулаш Сокол, Прокоп Большой. Стали появляться различия между таборитами и оребитами. Табориты – богослужение можно совершать в простой одежде, опора на южно-чешских чиншевиков; оребиты – богослужение нужно совершать в облачении, социальная опора – на барщинников северо-востока. У оребитов после смерти Жижки произошли изменения в составе – часть шляхты и бюргеров ушла к чашникам, крестьяне и плебс к таборитам.
1425 г. лето и осень (жара, засуха, неурожай, голод) табориты и «сироты» сражаются против панов-чашников и пражан в Пльзенском крае. Умер от ран Ян Гвезда, полученных в бою при Вожице. Появились новые лидеры гуситов – Ян Блега из Темнице, Прокоп Голый.
В 1426 г. Сигизмунд переходит к активным действиям против Чехии. 19.05. был созван императором сейм в Нюрнберге для объединения империи. Был выработан план начать военные действия – с севера должен был выступить Фридрих Саксонский (умер), с юго-запада – пфальцграф Иоганн; из Моравии – Альбрехт Австрийский, из Польши – Владислав Ягеллон (уклонился), немецкие князья. Сражение у Усти 16.06.1426 г. гуситы выиграли, но чашники проиграли сражения у Моста и Клатови. Во второй половине 1426 г. пражские бюргеры требовали примирения с императором и панами.
В 1427 г. был организован четвертый поход против таборитов. Провалился.
1427/1428 гг. – внешние походы гуситов – Словакия, Венгрия, Силезия, Австрия; 1428 г. – походы гуситов внутри страны – осада Бехина. Сигизмунд предложил начать переговоры. В январе 1429 г. собрался сейм в Ческом Броде, но переговоры начались только в апреле, а в июле работа сейма была закончена.
1430 г. был организован поход гуситов в Саксонию и Тюрингию (к Пирне и Дрездену), двигались пятью колоннами, заняли Геру, Альтенбург, Плауэн, Гоф и др. Наумбургская легенда – городские власти направили навстречу гуситам делегацию из женщин, девушек, детей (и с ветками цветущей вишни в руках), и Прокоп не тронул город.
12.02.1430 г. курфюрст Бранденбургский от имени всех германских князей заключил с Прокопом перемирие в Бегеймштейне до 25.07. Гуситы получили контрибуцию – Фридрих Бранденбургский – 9000 флоринов, баварский герцог Иоганн – 8000, Нюрнбергский патрициат – 12.000, бамбергский епископ и бюргеры Форхгейма – обещали 12.000 гульденов. 21.02. 1430 г. вернулись в Прагу.
В 1431 г. был организован против гуситов пятый крестовый поход, который также провалился. Крестоносная армия была разбита под Домажлицами и обратилась в бегство, побросав оружие и знамена. Гуситское войско перешло в наступление и вторглось в Германию, Австрию и Венгрию.
В декабре 1431 г. собрался Базельский собор, где решались вопросы – прекращение ересей, исправление и преобразование церкви, установление всеобщего мира, все эти вопросы были тесно связаны с гуситами. Этому предшествовала победа гуситов при Домажлице. Табориты и чашники по-разному отнеслись к собору. Табориты – армию не распускать, чашники – армию распустить и примириться с церковью.
В мае 1432 г. ведутся переговоры в Хебе между гуситами и католиками. В апреле 1433 г. стало ясно, что собор ждет капитуляции чехов, посольство отбыло из Базеля.
Затем был созван святомартинский сейм для завершения переговоров с собором. 30.11. подписаны пражские компактаты, урезанные 4 пражские статьи – чехи и моравы, подчиненные католической церкви, могут принимать причастие под двумя видами, проповедь свободна, но священников назначает епископ, преступления и смертные грехи наказываются, но определенным властями, духовенство имеет право владеть имениями, признавалась совершенная секуляризация церковного землевладения. В январе 1434 г. делегация Базельского собора покинула Прагу, в стране началась реакция. Табориты и чашники встретились в сражении 30.05. 1434 г. у села Липаны (недалеко от Ческого Брода), табориты потерпели поражение. В бою погибли Прокоп, Прокупек и др. Отдельные отряды таборитов продолжали сражаться. Особенно упорное сопротивление оказывал Сион. В 1437 г. он пал. Ян Рогач – последний таборитский — полководец был казнен. Сигизмунд, признанный чашниками королем Чехии, занял Прагу. Своих обещаний не выполнил. Снова было введено католичество, и появились немцы. Позиции крупных феодалов усилились.
Затем во главе государства был поставлен Иржи Подебрад, сначала регент, а с 1458 г. король. В 1452 г. он захватил Табор и покончил с таборитским движением. Часть таборитов ушла в общину «Чешских братьев» (1457 г.), проповедовали нравственное самосовершенствование. Иржи Подебрад пытался бороться с самовластьем панов, ограничивал их произвол. Покровительствовал развитию торговли, ремесла, повышал налоги. Недовольство панов проявилось в Зеленогорской конфедерации, поддержанной папой и венгерским королем Матиашем Корвином. Панов Подебрад разбил, но Корвин захватил Силезию, Моравию. В 1471 г. Иржи Подебрад, готовясь к новой войне, умер, что послужило поводом для борьбы за чешский престол между Матиашем Корвином и Владиславом Польским. В 1478 г. был между ними заключен компромисс: король Чехии – Владислав Ягеллон, но венгры получили – Моравию, Силезию, Лужицы. В 1490 г. после смерти Корвина Владислав стал венгерским королем (шел на поводу у панов, власть у него была чисто номинальная). Его преемником стал Людовик (1516-1526), при котором положение не изменилось. В 1526 г. в сражение при Мохаче турки разбили чешско-венгерское войско, погиб и Людовик. На чешский престол был избран Фердинанд Габсбург, и Чехия вошла в состав Австрийского государства.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 25.07.2010
Комментарии и Отзывы