Человеческие жертвоприношения и сопогребения в Древнем Китае

Кузнецова-Фетисова М.Е. младший научный сотрудник Институт Востоковедения РАН marinakuznfet@gmail.com

С начала организованных археологических раскопок Китая внимание исследователей неизменно привлекают многочисленные свидетельства практики человеческих жертвоприношений; некоторые ученые называют обычай совершать регулярные массовые жертвоприношения людей типологической особенностью культуры Шан (XVI-XI вв. до н.э.).

В специальной литературе, посвященной погребениям бронзового века Китая, исследователи различают человеческие жертвоприношения и сопогребения людей в стандартных могилах. Большинство ученых разделяют мнение, что в обоих случаях людей убивали специально; разница состоит в том, что в первом случае важен был сам факт убийства как деяния, во втором – убийство было лишь способом, благодаря которому человек следовал в могилу своего господина, сопровождая его в загробном мире.

Автор доклада рассматривает этот вопрос подробнее на археологических материалах памятника Иньсюй (Развалины Инь[ской столицы]), где в XIV-XI вв. до н.э. находилась столица династии Шан (XVI-XI вв. до н.э.). На территории этого комплекса имеется несколько крупных кладбищ, где абсолютное большинство могил являются одиночными. К одиночным погребениям также причисляются все те, в которых присутствуют дополнительные костяки, но не в гробу, а на уровне крышки гроба или саркофага, а также в слоях земли над погребальной камерой; подобные останки считают свидетельством насильственного сопогребения. Среди сопогребенных людей можно выделить две группы: в мелких и средних погребениях с небольшим количеством сопроводительного инвентаря обычно сопогребаются дети или подростки; в крупных – обезглавленные трупы, чаще всего мужчин. Представляется возможной связь высокой детской смертности и сопогребений детей и подростков совместно с взрослыми, поскольку сооружение могилы, подготовка гроба и саркофага, зачастую покрытых лаком или инкрустированных, представляли собой длительный процесс. В дальнейшем в Китае была распространена практика временных захоронений, а также длительного хранения тел умерших в гробах, пока шла подготовка постоянной могилы.

Погребения с множественными костяками, а также любые отклонения от норм стандартных захоронений, такие, как погребения в горшках, колесничные ямы, считаются жертвенными могилами. Вызывает серьезное недоумение тот факт, что общее количество

«жертвенных ям» превышает число обычных погребений.

Не следует забывать о войнах, неурожаях, стихийных бедствиях и моровых болезнях, которые нередко упоминаются в эпиграфических надписях того времени. Подобные экстраординарные события, несомненно, приводили к крупным потерям среди населения, что вполне могло приводить к захоронению их в коллективных погребениях.

Было бы нелепо отрицать практику человеческих жертвоприношений при Шан-Инь

– она убедительно зафиксирована в эпиграфических надписях (в том числе на человеческих черепах). Тем не менее, попытки охарактеризовать любые погребения, отличающихся от стандартных, как «жертвенные ямы», и их содержимое как рабов и пленников, а всех сопогребенных как ритуально убитых представляются необоснованными, и обедняющими картину жизни того времени. Необходим дифференцированный подход к материалам, детальный анализ и сопоставление всех имеющихся данных для построения выводов.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии