Церковь в эпоху возвышения Москвы и складывания единого русского государства.

В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал Орду, где вел сложную дипломатическую игру в пользу московского князя, его очень уважали ордынцы. Петр стал первым русским митрополитом, который, чувствуя историческую перспективу, переехал из Владимира в Москву. В Кремле в это время был заложен Ус¬пенский собор (простоявший до времени царствования Ива¬на III) — один из главных храмов Руси. Митрополит Петр умер в Москве, его гробница находится в современном Успен¬ском соборе Кремля, впоследствии его канонизировали как русского святого. В процессе объединения Руси религиозная идея вновь выс¬тупила как консолидирующая. Ни принадлежность к этносу (народу, нации), ни принадлежность к языку не являлись в то время столь важным фактором, как религиозная общность. Русские монастыри были оплотами освоения новых труднодо¬ступных территорий, они несли свет культуры, образования в самые дальние уголки страны. Постепенно монастыри стали превращаться в большие экономические единицы, обрастая зем¬лями, имуществом (монастырские вотчины). Яркий тому при¬мер — Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежс¬ким (XIV в.). Сын переселенных под Москву в город Радонеж (ныне исчезнувший с лица земли) ростовских бояр, он основал монашеский скит на горе Маковец, среди лесов и болот. К Сер¬гию приходили монахи, селились рядом. Огромный духовный авторитет сделал его известнейшим и влиятельнейшим челове¬ком на Руси. Сергий всегда избегал власти и богатства, желая «пребывать в нищете», как подобает настоящему монаху. Но после его смерти в монастырь стали стекаться огромные пожертвования, превратившие Троицкий монастырь в богатый круп¬нейший центр, поддерживавший московских князей в их борь¬бе за первенство.

Времена Сергия Радонежского (середина и вторая полови¬на XIV в.) совпали с правлением Дмитрия Донского и зна¬менитой Куликовской битвой, благословение на которую князь получил именно у Сергия. XIV в. оказался богат на значитель¬ных и талантливых людей, стоявших на высших ступенях иерархии. Это, например, митрополит Алексий (воспитавший князя Дмитрия и отстоявший его права на великое княжение), управлявший церковью с 1353 по 1378 г. После смерти Алек¬сия разыгралась «смута на митрополии», объявилось сразу не¬сколько претендентов, провозгласивших себя митрополитами, но с 1390 г. на престоле утвердился Киприан (из болгарского города Цамблаков), проведший важные церковные реформы и перенесший из Владимира в Москву икону Владимирской Богоматери — главную святыню Руси.

В XV в. усилился натиск католичества на русские земли. Как уже говорилось, киевская митрополия стала в это время независима от Москвы. Произошел разрыв Московского митрополита с константинопольским патриархом (Константи¬нополю и Византии оставались считанные дни жизни до за¬воевания турками). Это произошло так. В 1438—1439 гг. в Италии состоялся Феррарско-Флорентийский церковный собор, на котором присутствовал глава русской церкви митро¬полит Исидор (грек по национальности). Он был сторонни¬ком заключения союза (унии) с католичеством и подписал со¬ответствующий документ, вопреки воле русских князей и подавляющего числа деятелей русской церкви (Исидор нахо¬дился под влиянием идей западного гуманизма и, видимо, счи¬тал, что Русь должна идти в своем развитии по пути, близком к западному). Унию на Руси не приняли, а Исидора по воз¬вращении с Собора лишили сана и заточили в Чудов монас¬тырь. Княживший тогда Василий III (отец Ивана Грозного) решил в конце концов не препятствовать бегству Исидора, который скрылся в соседней Литве. Что касается константи¬нопольского патриарха, то он подписал Унию, рассчитывая на помощь католической церкви против угрозы турецкого заво¬евания. Его надежды не оправдались, а «вероотступничество» стало окончательным толчком к разрыву с Москвой.

В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами. Возникла униатская церковь, православная по обрядам, но католичес¬кая по догматике. Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количе¬ство приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской пра¬вославной церкви.

Во второй половине XV в. (время правления Ивана III) сложившееся русское государство окрепло и усилилось. Так как Византия пала под ударами турок в 1453 г., русская цер¬ковь стала фактически независимой (русские говорили, что Византию погубила Уния с католиками). Иван III женился на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, приехавшей в Россию из Италии, где она жила после падения Константи¬нополя. Этим обстоятельством пытался воспользоваться рим¬ский папа, чтобы «окатоличить» Русь, но попытка использо¬вать Софью Палеолог провалилась. Время Ивана III — это время строительства стен Московского Кремля и его главных соборов. Москва возвысилась политически и духовно. Был принят герб Русского государства (двуглавый орел и другие символы власти, заимствованные от Византии. Вскоре после смерти Ивана III псковский монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим» (два первых Рима пали из-за веро¬отступничества правителей, а Москва — нынешний и будущий оплот православия — благодаря истинной вере навечно останется центром христианского мира). При Иване III в России появилась ересь «жидовствующих», пришедшая из Новгорода (этот город всегда был цент¬ром еретичества на Руси, благодаря своему торгово-промыш¬ленному характеру, активным связям с Европой и стремлением к независимости от Москвы). Еретики отрицали Троицу, боже¬ственную сущность Христа, пытались сблизить христианство с иудаизмом (отсюда их название). Считающееся сейчас оскорбительным слово жид — не что иное, как искаженное — «иудей». Это звучание было заимствовано в русском язы¬ке из французского. Точно об этом учении мало что известно (источники не сохранились). Его сторонники за¬нимались естественными науками и, очевидно, имели некую по¬литическую программу. Один из русских митрополитов (Зосима) сочувствовал «жидовствующим». Некоторое время под их влиянием находился и сам Иван III, но затем он изменил свое мнение, а руководители этой ереси были в конце концов казне¬ны — утоплены в железной клетке подо льдом Москвы-реки. Движение «жидовствующих» можно рассматривать как отда¬ленную реакцию русского общества на начавшуюся Реформа¬цию в Европе (вспомните тему «Протестантизм»).

В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, мо¬жет ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятель¬ную церковь выступали последователи игумена одного из мо¬настырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но автори¬тетную духовно, выступали так называемые нестяжатели: Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный фи¬лософ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обна¬ружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформации в Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.

В период правления Ивана IV Грозного (вторая половина XVI в.) русская православная церковь продолжала наращивать свое духовное, культурное и политическое влияние. В 1547 г. состоялся обряд помазания Ивана на царство, что способство¬вало утверждению власти русского царя, как «данной от Бога». Царь Иван проявлял немалую религиозность. Переписка царя показывает его широкую образованность в религиозно-фило¬софской области и умение отстаивать свои позиции в полемике с идейными противниками. С церковью у Ивана были сложные отношения: он много грешил в своей жизни, но много и жарко каялся в своих грехах. Кроме таланта публициста и спорщика по философским, религиозным и политическим вопросам у него имелись и другие способности, в том числе музыкальные, он даже писал церковную музыку. Сохранилась стихира (песно¬пение), сочиненная им в честь московского митрополита Пет¬ра (см. выше), которого Иван очень уважал.

В XVI в. продолжалась христианизация окраин Руси, в том числе вновь присоединенных районов Поволжья, Урала и Западной Сибири. В годы правления Ивана была проведена частичная секуляризация (отторжение в пользу государствен¬ной казны) некоторого имущества церкви. Нередко Иван де¬лал попытки подчинить себе церковь и ее руководителей. С 1542 по 1563 г. русским митрополитом являлся Макарий, близкий к царю. В 1551 г. по инициативе Макария прошел знаменитый Стоглавый собор (его решения записаны в ста главах — отсюда и название.), который укрепил дисципли¬ну среди священнослужителей и монахов, ввел некоторые нов¬шества в иконописание, способствовал открытию «книжных училищ» при церквях для обучения грамоте, решил некоторые вероучительные и канонические вопросы. Еще один, близкий к царю авторитетный священник — протопоп Сильвестр написал книгу «Домострой». В ней гово¬рится об устройстве жизни человека, дома и быта на основе православия. Порядки, утверждаемые «Домостроем», весьма суровы, поэтому выражение «домостроевский быт» часто употребляется с негативным оттенком (но в основном если речь идет о вопросах положения женщины в семье). Сейчас эта книга переиздана, и вы можете сами познакомиться с ее интереснейшим содержанием. За долгое правление Ивана IV (51 г.) сменилось несколь¬ко митрополитов. Одним из них был Филипп (Колычев). Царь (которому принадлежало решающее слово при выборе) указал ,на него, надеясь, что тот не будет вмешиваться в его семейные дела (как известно, Иван менял жен, не сообразу¬ясь с церковными правилами). Но Филипп оказался главным обличителем злодеяний Ивана в период опричнины, за что был сослан в отдаленный монастырь и задушен там главой оприч¬ников Малютой Скуратовым. Митрополита Филиппа впос¬ледствии канонизировали, а его прах сначала находился в Соловецком монастыре, а затем, через сто лет, был перевезен в Москву патриархом Никоном.

В последние годы XVII в., когда на царском престоле нахо¬дился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от кон¬стантинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусуль¬манского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоя¬лось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного пи¬сания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший пре¬стол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов ока¬зался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православ¬ной церковью в 1989 г.

В период «смутного времени» церковь вдохновляла народ к сопротивлению захватчикам. Особо известен в этой связи пат¬риарх Гермоген (третий русский патриарх). Он занял независи¬мую и патриотическую позицию в самый тяжелый период сму¬ты, когда государство фактически развалилось, а в Москву, оккупированную поляками, уже ехал занять трон польский ко¬ролевич Владислав. Он требовал от Владислава принять пра¬вославие до его воцарения на Руси, а также ухода вооруженных поляков из русских пределов (но допускал, чтобы польский королевич стал царем!) И даже такая умеренная программа и отказ патриарха обратиться к русскому народу с призывом пре¬кратить сопротивление полякам привели к тому, что Гермогена уморили голодом в темнице Московского Кремля. В 1613 г. на русский трон избрали первого царя династии Романовых — Михаила. С 1619 по 1633 г. (Михаил умер в 1645 г.) патриархом был его отец Федор Никитич Романов (Роман — имя его деда; отсюда и фамилия новой династии). Филарет (церковное имя) — это четвертый патриарх в рус¬ской истории и соправитель Михаила. Влияние Филарета было огромно. В этом отрезке русской истории наиболее пол¬но воплощены идеалы самодержавия: патриарх и царь отно¬сятся друг к другу как отец и сын (так оно и было фактичес¬ки). Патриарх (власть духовная) выше светской власти, и царь почитал его по «превосходящему сиятельству». Духов¬ная власть церкви нравственно ограничивала, контролирова¬ла и направляла царя-самодержца. Но эта гармония в русской истории продолжалась недолго…

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии