Цель научного познания
— открытие законов при-роды, общества, мышления, познание сущности явле-ний, создание научных теорий.
Средства: Научное познание использует научную аппаратуру, специальные методы исследования, соз-дает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» писал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает то-гда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной си-туацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».
Недаром говорят, что проблема – это знание о незнании.
В развитии научного знания неизбежно возникают си-туации, когда новые явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень существую-щих знаний, категориальный аппарат науки оказываются для этого недостаточными. Такая ситуация называется проблемной. Осознание этой ситуации, порожденной про-тиворечиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностью в его дальнейшем развитии, приводит к постановке научных проблем. Проблема — объективно воз-никающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существен-ный практический или теоретический интерес.
Научная проблема — это вопрос, поставленный ходом развития науки, «знание о незнании». Наука развивается от постанов-ки проблем к их решению и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению теоретических пред-ставлений и методов познания, к науч-ным революциям. Глобальными научными революциями в естествознании явились: создание Н, Коперником гелио-центрической системы, сменившей аристотелевско-птолемеевскую геоцентрическую картину мира и др.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы