Бурный рост индивидуализма
Здесь, прежде всего, имеется в виду бурный рост индивидуализма. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царила в мире, где происходило утверждение автономности человеческого “я”. Мир представлялся как приключенческий роман или театр, а человек — это актер, меняющий разнообразные маски. Например, вся жизнь знаменитого итальянского скульптора XYI века Бенвенуто Челлини была наполнена невероятными страстями и приключениями, он кочевал из страны в страну, ссорился, убивал своих соперников и обидчиков, не признавая над собой никакого закона. Примеров такого рода можно привести множество. “Отпущенный на свободу” (по мысли Н.А. Бердяева) человек попирал нормы морали, предавался разгулу страстей. Коварство, вероломство, убийство из-под угла, невероятная мстительность и жестокость, своеволие и распущенность, получившие широкое распространение в ренессансной Италии, — все это проявления возрожденческого стихийного индивидуализма.
Возрожденческий индивидуализм проявился не только в бытовой жизни эпохи, но и в политических теориях. Выдающийся государственный деятель, историк и поэт Никколо Макиавелли (1469-1527) создал оригинальную политическую концепцию, которая, по его словам, должна была стать руководством для способного и честолюбивого правителя в деле объединения Италии и освобождения ее от папского влияния. Утверждая, что политику определяет не бог, а люди, которые в своей деятельности используют божественную “фортуну” и могут достичь успеха, Макиавелли, в сущности, занимает гуманистическую позицию. Но он провозглашает право сильной личности на обособление от всякой, в том числе и от гуманистической морали. Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, нравственными нормами, религией, даже своим словом. Он должен руководствоваться строго анализированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.
Образцом идеального государя для Макиавелли служил Цезарь Борджиа, который, обладая политическим даром, энергией, самообладанием, не гнушался никакими средствами для достижения своих целей, в том числе и убийства соперников. Бурный рост индивидуализма нашел свое отражение и в литературе эпохи Возрождения. Ею была создана галерея персонажей — исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханные злодейства. Наиболее яркую критику этики индивидуализма дал в своих знаменитых произведениях (“Макбет”, “Гамлет”, “Король Лир”, Ричард III” и др.) великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616).
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 31.05.2010
Комментарии и Отзывы