Более того, оно может помешать восприятию следующих материалов, поскольку слушателю приходится останавливать внимание и додумывать, домысливать сообщение в ходе беспрерывной передачи новых сообщений.

Каковы же научные критерии продуктивного слухового восприятия? Социологические исследования здесь мало помогут. Ответ может быть найден путем глубинных психологических анализов процесса восприятия звукового сообщения. Так. например, установлено, что эффективно воспринимает звуковую информацию тот, кто способен:

– удержать в памяти детали прослушанного сообщения;

– отличить главные сообщения от второстепенных;

– связать между собой по смыслу главные сообщения;

– сделать обоснованные выводы;

– соответственно услышанному выработать систему своего поведения.

Изучению особенностей передачи, восприятия и переработки информации придает сейчас огромное внимание инженерная психология. Это вызвано тем, что проблема пропускной способности сознания человека как особого отдельного звена в системе «машина – оператор – машина» приобрела в условиях научно-технического прогресса особое значение.

Существенное значение для работников радио и телевидения имеют, в частности, выводы инженерной психологии относительно допустимого качества информации. Темп передачи информационных сигналов должен определяться пропускной способностью его сознания. Увеличение темпа передачи допустимо только до определенных границ.

Полезным может быть и вывод о том, что с ростом информативного содержания сигналов закономерно растет и время реакции. Что это означает? Память слушателя имеет свои границы. Вначале сообщения она относительно легко содержит в себе переданные сигналы. Но постепенно заполняется до той поры, пока не доходит до предела и дальнейшее восприятие становится невозможным. Это касается не только полных сообщений, но и отдельных их фраз. Чем больше информации несет фраза, тем труднее она воспринимается.

Исследователи, анализируя радиопереговоры между диспетчерами аэропортов и экипажами самолетов, показали, что они интуитивно избегают длинных фраз, ибо полностью сообщение в такой фразе восприниматься не будет. Но и коротких фраз у них в переговорах употребляется не много, потому что условия труда требуют передачи большого объема информации.

Какие же положения этого опыта могут быть полезными для работников радио и телевидения?

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?