Базовые понятия семиотики

Когда любишь, всё еще больше об-ретает смысл.

П. Коэльо. Алхимик.

Выше уже говорилось о тесной взаимосвязи кибернетики с семиотикой. Эта наука о знаках и знаковых системах изучает:

а) знаковую реальность саму по себе,

б) взаимосвязи знаковой реальности с внеш-ней (по отношению к ней) реальностью.

Семиотика включает:

синтаксис, семантику, прагматику.

Формализованный синтаксис анализирует со-отношения между знаками, не претендуя на ка-кую-то иную интерпретацию этих знаков.

Семантика акцентирует внимание на отноше-ния знаков к обозначаемому.

Прагматика исследует отношения знаков и субъектов, которые их употребляют и истолковы-вают.

синтаксис

семантика

прагматика

Знак характеризуют:

значение, значимость, смысл.

Особую роль играют знаки-символы.

Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит.

Знак « + » обретает свое значение лишь в сис-теме родственных знаков « – », « = » и других.

Знак « ! » , оказываясь в разных знаковых сис-темах, приобретает разное значение (он может быть знаком препинания, математическим зна-ком, предупреждающим знаком на автомобиль-ной дороге).

Простейшая ситуация, в которой проявляется значение, – это система из двух знаков, причем вторым из них становится само отсутствие пер-вого. Например, сигнал «SOS» либо есть (1-й знак), либо его нет (2-й знак). В другой подобной двузначной системе может быть наоборот – об опасности свидетельствует отсутствие какого-то условного знака.

Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для “потребителя” (пример: значимость числа, принесшего лотерейный вы-игрыш).

Базовая значимость знака задается тем ме-стом, которое он занимает в системе знаков, вы-ражающих жизненные потребности и ценностные ориентации человека (социальной группы).

Смысл задается теми значениями и значимо-стями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, когда сопостовляется с другими системами знаков.

Смысл – это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с други-ми знаковыми системами, со всем миром знаков.

Не всякая система знаков, в которой неким об-разом согласованы значения, приводит к появ-лению смысла. Так, не имеет смысла известная фраза акад. Л.В. Щербы: «Глокая куздря штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка».

Высшие смыслы рождаются при попытках за-глянуть за горизонт познания, за пределы жизни, за границы бытия. И создается впечатление, что они оттуда и появляются, словно заранее там находясь. На самом-то деле, являясь смыслами для нас, они без нас невозможны. Мы активно соучаствуем в рождении этих смыслов.

Что касается смысла жизни, то он обретается при отстранении от нее самой как некой самодо-вольной замкнутости на саму себя . Это встреча жизни с чем-то иным, с небытием, со смертью. Ограниченный “только мой смысл только моей жизни” – это самоуверенная бессмыслица, ли-шенная глубокого миропостижения.

Сомкнуть уникальность своего жизненного смысла с универсальными смыслами окружаю-щего мира – весьма нелегкий, но чрезвычайно желанный путь .

Трудности постижения своего смысла жизни нередко порождают мировоззренческий агности-цизм, нравственный цинизм или психическую фрустрацию.

Символ – это условный знак какого-нибудь отвлеченного представления или идеи. Одним из символов монархической власти является коро-на, христианского культа – крест, больших дос-тижений и побед – лавровый венок; государст-венные символы – это флаг, герб и гимн.

Как видно из приведенных примеров, многие символы служат для того, чтобы в наглядно-образной форме выражать абстрактные сообра-жения и установки.

Особую роль в жизни человека играют симво-лы, возникшие в результате условного наполне-ния знака таким смыслом, который имеет выс-шую ценность идеала, соединяющего его с дру-гим человеком или другими людьми.

Согласно одной из духовно-культурных тради-ций, символ трансцендентен и многозначен, а его глубинные смыслы лежат за пределами по-сюстороннего мира.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?