Аргументы логические и психологические

Аргументы (доводы) – это мысли, суждения, приводимые для под-тверждения тезиса. В качестве подкрепления аргументов могут использо-ваться факты, ссылки на авторитетные источники, примеры из жизни, лите-ратуры и т.д.

Требования, предъявляемые к аргументам

• Аргументов должно быть ровно столько, сколько нужно для доказательства тезиса

• Аргументы должны быть истинными.

• Формулируются аргументы чётко и непротиворечиво.

• Аргументы объединяются в систему

Начиная работу над доводами, сформулируйте два или три утвержде-ния, которые в сумме доказывают справедливость тезиса. После этого подбе-рите к ним иллюстрации – конкретные примеры, подкрепляющие аргумент.

Надо помнить, что аргументация основана на логических доводах, од-нако она обязательно должна подкрепляться психологическими, то есть не только опираться на соответствие реальной жизни и иметь четкую с точки зрения логики форму, но и влиять на чувства слушателя.

Аргументы

Логические Психологические

Влияют на разум, убеждают через сферу рационального:

• факты, не вызывающие сомнения;

• выводы науки (в том чис-ле и научные аксиомы);

• статистические данные;

• законы природы;

• положения юридических законов, официальных до-кументов, постановлений и других нормативно-правовых актов;

• данные, полученные экс-периментальным путём, за-ключения экспертов и др. Влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального:

• личная уверенность или неуверен-ность пишущего или говорящего;

• статистические данные, если они вызывают своей внушительностью и значимостью определённые эмоции;

• ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афориз-мы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоции;

• показ негативных последствий, ко-торые наступят, если за истину принять антитезис;

• цитаты;

• прямая апелляция к совести, чувст-вам, долгу и др.

Аргументы сильные и слабые

Аргументы подразделяются на сильные, обладающие значительной убеждающей силой, и слабые. Сила аргумента – величина относительная; она зависит от тех взглядов и мнений, а также отраженной в сознании картины мира, которые свойственны слушателю. Одни и те же аргументы могут по-разному восприниматься в разных аудиториях. Например, ссылка на Библию вряд ли убедит атеиста, но окажется непререкаемым авторитетом в среде ве-рующих людей. Однако есть доводы, которые практически всегда относятся к сильным: факты действительности, не подлежащие сомнению, законы при-роды, данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспер-тов, статистические данные, научные аксиомы и т.д. К слабым относят дово-ды, основанные на личной уверенности или сомнении говорящего, авторите-та третьих лиц (в том числе ссылки на мнения известных людей, литератур-ные источники, цитаты). Сила этих доводов тем выше, чем авторитетней в глазах слушателя выглядит говорящий или то лицо, чьи слова цитируются. Лучшей считается аргументация, основанная на сильных доводах, которые подкрепляются слабыми. Например, вы можете доказывать справедливость тезиса с опорой на факты и подкреплять эти доводы собственной уверенно-стью и высказыванием известного человека, афоризмом или пословицей.

Попробуйте использовать и аргументы «от противного», такие, кото-рые противоречат тезису. При этом, временно согласившись со справедливо-стью этих доводов, вы можете показать, что последствия принятиях их спра-ведливости будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасаю-щими.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?