АНАЛИЗ ПРАКТИКИ

Каким должно быть начало, первая фраза в репортаже?

На этот вопрос отвечает известный радиожурналист Ю. М. Бокач:

– Кому не знакомы «муки» первой фразы? «Труднее всего начало, именно первая фраза. Она, как в музыке, даёт тон всему произведению, и обыкновенно её ищешь очень долго», — на всю жизнь запомнил это Горьковское изречение. И считаю, что для репортажа важно сразу привлечь слушателя, «включить его внимание».

Вот как это выглядит в одном из моих первых репортажей «Мои друзья – змеи».

Корр.: Я хочу сразу уточнить насчёт дружбы. Жаль, но похвалиться дружбой со змеями я не могу. Тем не менее, название моего рассказа соответствует его содержанию. Он на самом деле о змеях и о необычной дружбе с ними – дружбе человека.

Так начинался рассказ об одном любителе-змеелове, который дома держит целый террариум. Понятно, что сам факт привлекает внимание, но начни автор репортаж тривиально: с разговора о пользе животных или о любви человека к ним, то, вероятно, была бы потеряна часть внимания.

Но вот тема – менее привлекательная, даже совсем обычная: рассказ о школьных занятиях. Как его начать? «Включить» внимание радиослушателей можно интересной фонограммой. Эту фонограмму журналист попробовал сделать в девятом классе одной из минских школ. И репортаж начался так:

(шум класса, корреспондент обращается к ученикам)

Корр.: Казалось, всё просто. Это обязанность, которая выработана в вас жизнью. Вы с первого класса привыкли, что мама поднимает вас в определённое время, кормит и отправляет в школу. Вы приходите. Для вас это обязанность. Вы, наверное, никогда не задумывались над этим.

Итак, для чего вы учитесь?

Голос: Я даже не знаю, для чего.

(смех, шум)

Голос: Просто интересно.

Голос: Ну, надо учиться.

Голос: Чтобы иметь место в жизни.

Голос: Не могу ответить на этот вопрос. Надо подумать

Начало репортажа должно содержать максимум информации обо всём материале. Надо не просто привлечь слушателя, но заинтересовать его темой, интересным решением её. Не следует «держать» внимание необычной, но непонятной фонограммой, интригующим, но не о чём не говорящем повествовании. Надо вовремя «раскрыть карты».

Вот как начинался репортаж о малолетнем преступнике:

Корр.: Мы о нём уже рассказывали: Юра Лебедев, пятнадцатилетний подросток, привлекается к судебной ответственности за кражу мотоциклов. И вот наша вторая встреча с Юрой…

Ежедневно звучит много репортажей. Начинаются они по-разному: рассказом очевидца, диалогом, аплодисментами, песней, шумом моторов, пением птиц, плеском волн и т.д. и т.п. Пусть говорят, что хорошие начала уже прозвучали – надо искать.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?