АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ
— Жанровые особенности аналитического интервью.
— Разговор собеседников у микрофона должен быть обращен к аудитории.
— Анализ практики
Аналитическое интервью, пожалуй, одно из самых сложных среди всех разновидностей интервью. Если в информационном интервью журналист прежде всего – добытчик разного рода сведений, то в информационном позиция журналиста нередко служит активизирующим началом совместного поиска истины, предпринимаемого в интересах аудитории в «присутствии» радиослушателей.
Разумеется, весьма редко журналисту удается «поставить точку над «i» в той или иной проблеме. Важно, что проблемное интервью, как и любое другое аналитическое произведение, способствует формированию общественного мнения по обсуждаемой проблеме, выявляет различные ее аспекты, призывает к практическим действиям.
Аналитическое интервью разрабатывается журналистом, как шахматная партия гроссмейстера. Автор заранее продумывает основные тезисы беседы, выстраивает на бумаге драматургию будущей передачи: свои вопросы и суждения, возможные контраргументы собеседников, варианты их реакции на вопросы и своей реакции на их ответы. Как правило, привлекается обширный фактический материал: личные наблюдения, статистика, высказывания известных людей, примеры из литературы, документы (в том числе документальные записи).
Таким образом, для того, чтобы журналисту с успехом вести такого рода диалоги, бесспорно, необходима основательнейшая подготовка, до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезное изучение материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора.
Подготовка к интервью заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике этапах: общая подготовка; конкретная подготовка; психологическая подготовка.
Общая подготовка состоит из общей интеллектуальной подготовленности журналиста, общепрофессиональной, в том числе из углубленного знания вопросного метода поиска знаний. Правильная постановка вопросов требует прежде всего истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. И этот момент особенно важен для проблемного интервью, где журналист выступает на равных с собеседником, а не как пассивно слушающий и воспринимающий информацию человек. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний. Вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних знаний в самых различных областях человеческой деятельности – необходимое профессиональное требование.
Уместным вопросом представляет специализация журналиста. Нужна ли интервьюеру специализация, совершенствование знаний в какой-то области жизни, например, экономике, культуре, политике и т. д.? На него нет однозначного ответа.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы