Активизация слушателей

Подготовка выступления включает и выбор средств, с помощью которых вы можете снять равнодушное отношение, включить слушателей в диалог, то есть активизировать аудиторию.

Интерес к выступлению не возникнет сам собой. Его можно «включить» с помощью следующих приёмов.

1. Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.

Правила применения наглядности

1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

2. Не выставляйте ничего заранее, лучше делать это в нужный момент. Как только наглядные пособия станут ненужными, их лучше убрать.

3. Не показывайте материалы, которые не будут всем видны.

4. Схемы и таблицы должны быть удобочитаемы, компактны. Самыми эффективными являются графики с разноцветными прямоугольниками разной высоты и круговые диаграммы.

5. Обязательно комментируйте то, что изображено на таблицах и графиках.

6. Говорите, обращаясь к слушателям, а не к пособиям.

7. Если слушатели разглядывают предложенное вами пособие, сделайте паузу и дайте им закончить.

8. Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч.

Психологические приемы:

• Ещё до начала выступления вы можете увлечь аудиторию с помощью рекламы: попробуйте выставить стенды с агитацией или развесьте слоганы, анонсируйте своё выступление.

• Примените приём создания неожиданного эффекта – шо-ковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.

• Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятель-ность, то есть используйте прием «чучело оппонента». Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!

• Используйте вопросно-ответный ход, то есть стройте речь в виде вопросов и ответов на них. Это хорошо структурирует речи и помогает даже зазевавшимся вникнуть в суть происходящего и при-соединиться к вам в любой момент.

• Задайте проблемный вопрос, то есть такой, на который нельзя дать однозначный ответ. Выслушайте варианты ответа и дай-те свой.

• Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологиче-скую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного во-проса.

• Используйте сходства между объектами в некотором от-ношении, примените приём аналогии.

• Повторите несколько раз самую важную идею, но каждый раз при этом обогащайте высказывание новой информацией, т.е. ис-пользуйте спираль.

• Двигайтесь от абстрактного к конкретному, от общего к ча-стному, приводите «живые» примеры, близкие вашим слушателям, – это называется ступенчатым способом развертывания тезиса.

• Высвечивайте противоположности, применяйте антитезы – это называется контрастным способом изложения материала.

• Активизируя слушателей, вы можете перевести морально-дисциплинарый и эмоционально-эстетический мотив слушания в интеллектуально познавательный, снять равнодушное отношение, углубить уровень понимания предмета речи.

Рубрики: | Дата публикации: 20.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?