Агон
Агон — слово, которое обозначает и место спортивных состязаний, и сами состязания, — становится в древнегреческом обществе символом продуктивной и цивилизованной конкуренции. Агонистика — принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет. Греки успешно состязаются в ремесле, в торговле. Они стремятся перещеголять друг друга красотой и благоустроенностью городов, величием храмов и славой театров, мастерством ораторов, драматургов, поэтов, мудростью философов.
В атмосфере состязательности проходили все многочисленные греческие праздники, во время которых оспаривали первенство друг у друга чтецы, хоры, музыканты, авторы трагедий и комедий и, конечно, спортсмены. Особенно ярко дух состязательности воплотился в Олимпийских играх, на которых наградой победителю были не деньги, не материальное благополучие, а слава и уважение сограждан. Символами этого были венок победителя (из веток оливкового дерева) и статуя в родном городе.
Активная политическая жизнь граждан полиса, предполагавшая участие их в выработке законов, избрании высших должностных лиц, постоянное соревнование за возвышение своего города, имела прямое влияние на состояние их умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, а значит и логического мышления. Греки очень ценили искусство убеждения, доказательства. Собственное мнение должны были доказательно излагать судьи, члены народного собрания, совета, стратеги. Искусство убеждения было важно и для рядовых граждан, которые могли вступать в диспуты с ораторами и даже друг с другом. Таким образом, бурная и напряженная политическая жизнь полиса стала благоприятной почвой для формирования таких качеств древнегреческой культуры, как доказательность, диалогичность и в целом рациональность.
Еще одна существеннейшая характеристика греческой культуры – калокагатия (равновесие, гармония). Калокагатия — это идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство. Равнодушные к внешним завоеваниям, весьма умеренные в бытовых потребностях греки всю силу своей энергии направляли на достижение калокагатии — красоты и добра, слитых в человеке воедино. Достигнуть идеала можно было упражнениями, воспитанием, образованием. Достижение равновесия тела и духа обеспечивалось единством интеллектуального, физического и музыкального образования. Наиболее ярко такая программа подготовки “всесторонне развитой личности” воплощалась в Афинах.
Замечательным явлением эллинской культуры является мифология, которая, в свою очередь, составляет существенную, интегральную часть греческой религии. В культуре Древней Греции отсутствуют памятники, подобные индийским Ведам, то есть тексты, зафиксировавшие греческие мифы в “первозданном виде”. Но сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы (художественных и философских произведений), правда, будучи многократно переработанными и переосмысленными. Поэтому многого о религиозно-мифологических представлениях древних греков мы просто не знаем.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 24.06.2010
Комментарии и Отзывы