7. Мыслители возрождения о причинах возникновения религии и основных этапах её развития
Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма. Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живописи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других деятелей того времени. И, наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре — Пессимизма.
Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала быть служанкой богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это — во-первых. А во-вторых, в философской мысли того времени — особенно в ранний период — возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии.
Христианское религиозное мировоззрение, которое исповедовала господствующая в период Средневековья христианская церковь, культивировало пренебрежительное отношение к достоинству человека. Церкви было выгодно заставить человека осознать себя ничтожеством и боятся Бога. Деятели Возрождения решительно выступили в защиту человека, а отсюда — против церкви, однако не всегда против религии.
Необходимо сказать, что деятели Возрождения не отгородились стеной от современной им религиозности народа, большинство из них сами были верующими людьми и сами способствовали, так сказать, религиозному просвещения современников. Так, Эразм Ротердамский первый на основании имеющихся в его распоряжении многочисленных старинных рукописей издал полный текст Библии на греческом и латинском языках.
Однако и при всем при этом Эразм Ротердамский схоластику и богословие называл «царицей глупости», «зловонным болотом», «ядовитым растением» в своем произведении «Похвальное слово глупости». Он видел истинную религию в «философии Христа», которая заключалась искренней в любви и сострадании к ближнему.
Гуманизм, основы которому заложили деятели Возрождения, на протяжении последних пяти столетий развивался и пополнялся новым содержанием. Сейчас в понятие гуманизм вкладывают целый спектр человеческой культуры, которые отражают величие человека и способствуют его утверждению в реальной действительности. Лозунгами гуманизма стали слова: «Все — для человека, все — во имя человека!». Но как по своему происхождению и первоначальному значению, так и по своему современному содержанию гуманизм остается антирелигиозным и антихристианским элементом культуры. Исторически и по своему содержанию гуманизм с религией и верой в Бога лишен своего смысла. И религия, которая по своему содержанию всегда, постоянно и везде, повсеместно в центр своего мировоззрения ставит Бога, не имеет никакого смысла в объединения с гуманизмом. Гуманизм и религия, как в эпоху Возрождения, есть и всегда будут явлениями несовместимыми.
Видным натурфилософом, талантливым профессором был Джордано Бруно (1548 — 1600). Он был доминиканским монахом и священником, потом порвал с верой в христианского Бога и католической церковью и занялся вольным философствованием, чтением лекций в разных университетах Европы. Его философия пантеистическая, он растворяет Бога в мире, отождествляет его с природой, причем природа – есть материальный мир, который существует вечно, он никем не сотворен, и все есть материя. Центральной категорией его философии было Единое, которое соединяет в себе все, в том числе и противоположности. Но в учении Бруно есть панпсихологизм – существует мировая душа, которая является источником жизни и движения, но она существует лишь в материи, поэтому со смертью тела умирает и душа, в философии Бруно нет идею бессмертности души, его загробного существования, а значит и загробного воздаяния. Человек свободен, его деятельность ничем не предопределена, он конечная часть бесконечной природы. Джордано Бруно учил о бесконечности мира, допускал возможность жизни и разума на других планетах, написал большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими мыслями излагал свои пантеистические взгляды.
Религия вся сводилась к познанию множественности и изменчивости природы и заключению из этого существованию некоего единого всеобщего закона. Однако 17 февраля 1600 года суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре, за то, что он не отказался от свого учения.
Интересную критику религии выдвигает Н. Макиавелли. В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью, которые не являются внешними силами по отношению к этому миру), то для божественного вмешательства. Он фактически исключил бога из сферы своего трезвого анализа общественной жизни, истории и политики. Для Макиавелли объектом исследования становится мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств.
Путь к научному анализу общества и природы шел, прежде всего, через отказ от теологического провиденциализма, от телеологических представлений о свыше предустановленной цели.
С чисто земных, практически-политических позиции рассматривает Макиавелли и религию. Ни о каком божественном ее происхождении у него и речи нет. Религии рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам возникновения, возвышения и гибели; как и все в жизни людей, они находятся во власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой общественного
сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства. Макиавелли не только раскрывает общественную функцию религии в классовом обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления государства.
В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства: Если движение истории, исторических событий подчинено причинно-следственной связи, природной необходимости, то и само возникновение человеческого общества, государства, морали объясняется в политической философии Макиавелли естественным ходом причин, а не божественным вмешательством, и он оказывается учеником и последователем античных материалистов
Сама благодатная жизнь представляла собой необходимое подчинение судьбы человеческой доблести, при этом доблесть – это не совокупность религиозно моральных оценок, она вообще лишена всякой оценки, это деятельное волевое стремление человека к достижению цели, к успеху. Человек выступает абсолютно свободным и сам решает подчиняться ему судьбе и подставить себя под ее удары или противостоять ей.
Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой, критерий этот – польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим объявляется все, что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия. Таким образом, христианские добродетели могут оказаться пороками, а пороки – добродетелью.
В сущности, Н. Макиавелли провозглашает и качестве закона политической морали правило “цель оправдывает средства. Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный, личный интерес правителя, государя, но “общее благо”, которое он не мыслит вне создания сильного и единого национального государства.
Он был убежден, что «христианство своим учением обессилило мир и отдало общество в руки мерзавцев». Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство — отдать в руки монарха.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010
Комментарии и Отзывы